"Болонский процесс" дойдет и до Сызрани
Первого сентября следующего года в
России начнет внедряться двухуровневая система высшего образования.
Проще говоря, и в нашей стране будет действовать так называемый
«Болонский процесс». Так что отечественные вузы в ближайшие два года
ждут большие перемены. Что имеет немалое значение и для Сызрани, где
действует несколько учреждений высшего профессионального образования.
Так зачем нам нужны все эти бакалавры
и магистры? Чем они будут отличаться друг от друга, а также - от
специалистов с обычным вузовским дипломом? Кого лучше принимать на ту
или иную вакантную должность работодателю? И сколько лет стоит учиться
юноше или девушке, чтобы выстроить свою карьеру?
Попробуем ответить на эти и другие вопросы.
Итак, в чем же суть грядущих изменений в высшей школе?
Первая ступень - бакалавриат. Здесь студенты станут грызть гранит науки
четыре года. Основной упор будет делаться на общетеоретическую
подготовку (то есть получение базовых профессиональных знаний). Из всех
видов практик останется лишь преддипломная. Молодые люди с дипломом
бакалавра смогут работать администраторами, менеджерами по продажам и
прочая, в общем, на тех должностях, где не требуется глубоких
специализированных знаний в той или иной отрасли.
Вторая ступень высшего образования - магистратура, где в течение двух
лет (разумеется, после бакалавриата) станут готовить более узких
специалистов. Тех, которые призваны решать на предприятиях более
сложные профессиональные задачи, готовы к самостоятельной аналитической
деятельности.
Однако в некоторых областях знаний (здравоохранение, сервис,
информационная безопасность) сохранится так называемый специалитет -
пятилетняя подготовка кадров. Причем дипломы специалистов приравняют к
магистерской степени.
Перемены придут и в систему оценки обученности студентов. За каждый
сданный модуль (ряд предметов, курс, выполненные контрольные,
исследовательские работы) будут начислять ЗЕ - зачетные единицы. Их за
год надо набрать не менее 60-ти. За 240 ЗЕ «студиозусу» присвоят
квалификацию бакалавра, еще за 120 - магистра.
При этом у молодых людей появится право выбора - какие курсы,
дисциплины изучать, в каком именно вузе и в какой стране (если,
конечно, позволят финансовые возможности и знание языков). Главное –
обязательно усвоить профильные дисциплины и набрать 60 ЗЕ в год.
Новая система качества обученности будущих бакалавров и магистров
позволит не только составлять рейтинги студентов, но и покажет
эффективность работы профессорско-преподавательского состава.
Ученый-педагог с низкой квалификацией просто-напросто не наберет
студентов на свой курс.
Так что же даст вхождение нашего высшего образования в «Болонский процесс»?
Молодые люди обретут «право на ошибку». Сейчас на студенческую скамью
попадают, как правило, юноши и девушки, которым по 17-18 лет. И многие
из них слабо себе представляют, чем они будут заниматься на работе
после получения заветных корочек. В качестве иллюстрации приведем
данные российского Минобра: 50 процентов выпускников отечественных
вузов НЕ работают по специальности, по которой приобретали знания.
При двухуровневой же системе высшего образования свою карьеру можно
скорректировать после получения степени бакалавра потрудился, увидел
плюсы и минусы профессии - поступил в магистратуру или специалитет,
дабы освоить какую-либо иную стезю.
В выигрыше окажутся и работодатели. Сегодня на предприятия зачастую
приходят молодые специалисты, которых тут же надо отправлять на
переподготовку. Что приводит к лишним тратам ресурсов - финансов,
времени и т. д. Поэтому им проще заполучить бакалавра, чтобы уже на
месте его «довести до ума».
К 2010 году, когда дипломы российских и европейских университетов будут
уравнены в правах, наши бакалавры и магистры смогут попробовать
устроиться на работу за рубежом.
Не исключен и обратный процесс, когда специалисты уже из Старого Света
приедут трудиться в российских компаниях. Тем более, что нашим
предприятиям часто бывают нужны кадры, обладающие несколько иными
профессиональными компетенциями, нежели выпускники отечественных вузов.
Р.S. До окончательного вхождения нашей высшей школы в «Болонский
процесс» осталось всего (или еще?) два года. Наверняка, есть и иные –
альтернативные точки зрения на проблему реформирования высшей школы.
Предлагаем высказаться на данную тему всем заинтересованным сторонам
образовательного процесса.
Проректор по управлению Сызранским филиалом СамГТУ В. Сухинин:
- Мы внимательно анализируем информацию о вхождении России в «Болонский
процесс». Считаю, что основная проблема на сегодняшний день заключается
в отсутствии заказа на бакалавров - его нет ни со стороны государства,
ни со стороны работодателей, ни со стороны простых граждан. Кстати,
почти все российские вузы, в том числе и наш филиал, имеют лицензии на
подготовку бакалавров.
С магистратурой ситуация сложнее. До сих пор является открытым вопрос о
финансировании второй ступени высшего образования из бюджета. На
сегодняшний день складывается следующая ситуация: для магистрантов не
предусмотрено отдельных бюджетных мест. Последние идут в зачет тех
мест, что выделяются для подготовки специалистов. Но, например, сейчас
в филиале свободных бюджетных мест на дневном отделении нет.
Получается, что мы не имеем права открыть бесплатную магистратуру.
Теперь - о перспективах. На сегодня в Правительстве РФ существует
проект перевода некоторых специальностей на бакалавриат. Из восьми
специальностей, по которым мы готовим кадры, две точно остаются в
формате специалитета. Это «Технология машиностроения» и «Автоматизация
техпроцессов и производств». Что будет с остальными - пока не очень
понятно.
Остается открытым вопрос со специальностью «Электроснабжение...». Очень
сложно подготовить хорошего инженера-энергетика за четыре года. Ему
нужна практика! А бакалавриат не предусматривает многих видов практик -
только преддипломную. Вполне вероятно, что перейдем на четырехлетнее
обучение экономистов.
Лично у меня есть некоторые сомнения по поводу того, что мы полностью,
на сто процентов, перейдем на двухуровневую систему подготовки кадров.
Да, в вузах усилятся те кафедры, где преподаются блоки базовых
дисциплин. Потому как бакалавриат - это все-таки больше теоретическая
подготовка. Но! Экономике, кроме всего прочего, нужны еще и
специалисты, которых мы будем по-прежнему готовить.
Андрей Илюшин
ВВС №5
2 февраля 2008
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.