А.Хайрова: У куклы из лыка русская душа
Традиция плетения игрушек из лыка уходит своими корнями далеко в
прошлое. Еще во времена древней Руси лыковые куклы использовались как
обереги и ритуальные предметы в обрядах и праздниках. Примером тому
служит чучело Масленицы, секрет изготовления которого дошел до наших
времен. Правда, плели «весеннюю красавицу» в угоду языческим богам же
только из лыка, но и из камыша и соломы. По окончании празднеств в
одних селениях она сжигалась на костре, а в других, благословляя
будущий урожай, ее разбрасывали по полям. На Пасху выставляли на стол
курочку из лыка. Люди верили, что такой оберег принесет в дом счастье и
достаток.
Издревле плетеными из этого природного материала куклами играли
крестьянские дети. Появлялись лыковые лошадки и куклы в очень бедных
семьях, где родители не могли позволить себе купить на ярмарке глиняную
фигурку или вырезанную из дерева свистульку. Чуть ли не в каждой
деревне находилась семья, в которой мастерство передавалось от деда к
отцу, а от отца к сыну. B основе плетения такой игрушки - животворящий
крест, потому-то, наверное, и чувствуется в ней душа русская. И разве
не чудо, что благословленное стариной простое и лаконичное изделие
дожило до наших дней? Как оказалось, традиции этого ремесла мало где
сохранились в России. Но в нашем городе о них помнят и передаются они
тоже из поколения в поколение.
Сегодня секреты своего мастерства раскрывает нам сама хранительница традиции Алла Хайрова.
- Алла Александровна, что Вас смогло увлечь в плетении лыковой игрушки?
- Пришло это ко мне давно. Лыкоплетению научилась от бабушки Натальи.
Однажды, когда я была маленькой девочкой, родители отправили меня на
летние каникулы к дедушке с бабушкой в станицу Николаевскую, а игрушек
с собой не дали. Вот и заскучала я там. Но на помощь мне пришла
бабушка: распотрошила лыковую кисть, которой белила печь, разорвала на
лоскутки цветные тряпочки, и прямо на моих глазах появилась кукла. Да
такая красавица, с косой, в цветастой юбке - ни у кого такой не было! И
ходила я с этой куклой, не расставалась. Но главное: настолько меня
поразила простота изготовления лыковой игрушки, что захотела
попробовать сделать ее самостоятельно. Может быть, так и осталось бы
мое увлечение далеко в детстве, но так сложились обстоятельства, что
пришлось вспомнить давнее занятие.
- Какой материал Вы используете для своих кукол, птичек, лошадок и козликов? И откуда берутся такие забавные сюжеты?
- Поделки я делаю в основном из мочала, которое добывается из лыка -
первого подкоркового слоя молодого деревца. Именно из него делают
побелочные кисти, грубые мочалки, вьют веревки и плетут циновки.
Помнится, лыко для хозяйственных нужд драл мой дед. Но в ход идет не
только мочало, а и любой подручный материал: цветные лоскутки, соленое
тесто и цветные нитки: Основой для больших панно служит картон. Что же
касается композиций, то сюжеты все - «из головы».
- Алла Александровна, как Вам удается сохранять и развивать методику лыкоплетения? Вы узнаете о новых приемах из литературы?
- На самом деле я много и долго искала сведения о лыковой игрушке в
Интернете и книгах, только вот найти какую-либо информацию об этом
очень сложно.
Как оказалось, изготовление поделок из лыка интересно не только нашим
землякам. Я общалась на областных и междугородних выставках со многими
людьми, и всем, кто видел наши изделия, было любопытно приобрести некий
опыт в этом увлекательном занятии. Но поскольку подробного обучающего
материала найти практически невозможно, чтобы сохранить секреты
плетения, я самолично в течение многих лет разрабатывала методические
рекомендации, после чего отправила их на международный конкурс
преподавателей «Мир вокруг нас». Собрала много материалов: чертежей,
рисунков и фотографий, и работа моя не осталась без внимания. Я
получила звание лауреата первой степени и очень хорошую рецензию.
Рекомендована она для использования во внеклассной и кружковой работе.
- Не вызывает сомнений, что Ваши изделия занимали призовые места в конкурсах.
- Мои куклы побеждали во многих выставках не только области, но и за ее
пределами. Вот, к примеру, в прошлом году мы с сыном решили
поучаствовать в конкурсе народных игрушек в Москве. Отправили в столицу
свои поделки и были удивлены и обрадованы, когда через некоторое время
нам пришел вызов. Как оказалось, игрушки, сделанные руками моего сына,
были выдвинуты на премию Президента РФ. Так мы стали участниками финала
детской творческой ассамблеи, а проходил он на теплоходе. Лучшие,
одаренные ребята со всей России, номинированные на премию, были
приглашены на этот фестиваль, и каждый из них демонстрировал свое
мастерство в декоративно-прикладном творчестве.
Кто-то вырезал из дерева, кто-то из глины творил чудеса, были умельцы
лоскутной игрушки. Мой сын проводил мастер-классы по изготовлению
лыковых игрушек. Есть у нас награды и от губернатора Самарской области.
Вообще наша лыковая кукла пользуется огромным успехом у россиян, потому
как душа у нее исконно русская.
- Алла Александровна, нам известно, что Вы ведете детский кружок, где
преподаете ребятишкам свое мастерство. А кто помог Вам его организовать?
- Детскую творческую мастерскую я основала на общественных началах на
базе КТОСа. Детки приходят в кружок заниматься лыкоплетением. С ними мы
проводим мастер-классы, участвуем в конкурсах и достигаем хороших
результатов. А помогает нам в этом ... опыт, заложенный в генах. Нужно
только знать, как его применить. Да еще, наверное, простота самого
изделия. Ведь в основе игрушки из лыка лежит, как уже говорилось,
крест, и работа начинается с того, что исходный материал укладывается и
крепится «крест на крест». Пользуясь случаем, хотелось бы пригласить
всех желающих заниматься народным творчеством к нам в кружок, в пер.
Достоевского, 2.
А вообще я мечтаю создать в Сызрани музей народной игрушки, чтобы
лыкоплетение не кануло в Лету. Чтобы узнали люди как можно больше об
этом народном творчестве и помнили старинный исконно русский промысел.
Наталья Козырева
ВВС №46
15 ноября 2008
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.