«Вы идеальный клиент»: как менеджер отдала мошенникам два миллиона. Банк оформил кредит за считанные минуты
Настойчивые телефонные звонки от мошенников стали в последнее время настоящим бедствием для тысяч и тысяч россиян. Казалось бы, все знают: если вам звонят из банка и сообщают о попытке взлома вашего личного кабинета, попытке взять кредит или требуют перевести деньги на безопасный счет, самым лучшим способом спасти свои финансы станет окончание разговора. Но даже те, кто знает об опасности подобных звонков, часто не выдерживают морального прессинга и лишаются сбережений или загоняют себя в огромные долги. Причем считается, что в основном жертвами мошенников становятся доверчивые старики, которые немедленно ведутся на всякие призывы срочно перечислить деньги или назвать номер карты. Но Светлана, которая отдала мошенникам больше двух миллионов рублей и теперь не знает, как жить дальше с огромным долгом, вполне себе молодая, уверенная в себе особа 33 лет с высшим образованием. Жительница Волгограда согласилась рассказать свою историю, чтобы уберечь других.
1
«Ваши персональные данные скомпрометированы!»
В начале рабочей недели, ближе к обеду, на телефон Светланы поступил звонок с московского номера. Неизвестный мужчина представился сотрудником банка и заявил, что от Светланы поступила заявка о смене привязанного к банковской карте номера.
— Я работаю менеджером по закупкам, поэтому мне много кто звонит, — рассказывает наша героиня. — Звонивший начал убеждать меня, что от моего имени поступила заявка о смене номера. Простите, говорю, но я ничего не оставляла. Тогда он сказал, что отменит заявку без проблем, а затем уточнил, что от моего имени подана еще и заявка на получение кредита, которую никак нельзя отменить по телефону. Якобы были указаны мои паспортные данные, кодовое слово, а для аннулирования заявки нужно обязательно ехать в банк.
2
«Быстрее, быстрее!»
Женщина вызывает такси и едет в ближайший офис своего банка. Всё это время «менеджер» с ней на связи и даже создал с ней чат в WhatsApp, где также продолжает убеждать: проблема серьезна.
- Это утечка персональных данных! Никому ничего не говорите! - нагнетает страсти телефонный мошенник.
Следом Светлане поступает еще один звонок — с городского номера. Мужчина, представившийся сотрудником полиции, строгим голосом заявляет, что от имени банка получено заявление о мошенничестве. Злая ирония кроется в том, что этот номер действительно принадлежит полиции, но установлен в пресс-службе главка.
- Параллельно со мной на связи был и «сотрудник банка», — продолжает Светлана. — Мол, как приедете, сразу не заходите, я должен получить инструкции от службы безопасности. Будем проверять всех. Через несколько минут сказал, чтобы я заходила и оформила кредит на 700 тысяч, поскольку заявка якобы была именно на эту сумму. Идите, мол, к специалисту, мы будем смотреть по камерам, как он себя будет вести, и всё такое прочее. Но главное — никому не сообщайте об этой «операции».
«Банкиры» и «полиция» были постоянно на связи со Светланой, подгоняя и постоянно осуществляя моральное давление.
Как только Светлана зашла в банк, звонки прекратились. Но осталось общение в WhatsApp.
- Я взяла талончик, меня пригласили к окошку. Говорю, так и так, хочу взять 700 тысяч, - продолжает пострадавшая. - Менеджер как-то живо себя вела: и по внешности моей прошлась, мол, выгляжу лучше, чем в паспорте, и про себя что-то рассказала. В это же время в мессенджер мне пишет «сотрудник банка» и спрашивает: «Как ведет себя мой менеджер?» При этом он назвал ее фамилию, имя и отчество. Точно такие же, как были указаны у нее на бейджике. И тогда я поверила. Похоже, что это действительно сотрудники банка. И тут менеджер предлагает мне взять кредит не на 700 тысяч, а сразу на два миллиона. Пишу в WhatsApp: «Предлагают два миллиона». Ответ, думаю, был понятен: «Бери». В итоге мне указали, что у меня детей нет, что я замужем… Мне оформляют два миллиона рублей со страховкой и кредитной картой на 100 тысяч. Еще и сим-карту предлагали. Девочка была настолько любезна, что сводила меня даже в туалетную комнату для персонала!
Еще не закончилось оформление документов, как деньги уже поступили на счет Светланы. Менеджер рассказала, как лучше досрочно погасить долг, если вдруг у заемщика окажется два лишних миллиона рублей, и тепло попрощалась.
3
Специальный безопасный счет
Когда женщина вышла из банка и написала «сотрудникам службы безопасности», что кредит получен, ей тут же позвонил «сотрудник полиции», живо интересовавшийся, нет ли чего подозрительного. Он успокоил, что им уже переданы записи с камер и сейчас они их отсматривают.
- Вот тут первый раз у меня появилось чувство, что меня где-то обманули, - рассказывает наша героиня. - Но номер действительно принадлежал полиции, и я расслабилась. Следом звонит «сотрудник банка» и говорит, что теперь я должна досрочно погасить кредит. Для этого мне нужен телефон с возможностью проведения бесконтактных платежей. И он отправил меня в ближайший магазин, где я этот телефон могла бы купить. Взамен банк мне якобы выдаст три процента компенсации, а телефон я потом могу оставить себе.
Женщина вспомнила, что у ее бывшего супруга есть телефон с такой функцией. Но позвонить ему не смогла. Просто не дали.
- При этом «сотрудник банка» уверял, что через кассу банка погашать кредит вообще не вариант — деньги поступят на расчетный счет только через три дня, - продолжает Светлана. - Оставалось якобы два варианта: либо переводить на указанные «сотрудником банка» телефонные номера, либо переводить через банкоматы. Пока ехала до точки, где продают телефоны, мне продолжали сыпаться инструкции. В итоге я подошла к банкомату.
По словам Светланы, именно в этот момент нажим со стороны мошенников на нее достиг максимума. В короткий срок на нее вывалили кучу информации. И что все лимиты сняты, что сумму надо «раздробить», что на звонки с других номеров отвечать нельзя, что нельзя даже делать попытку блокировать кредитку - злоумышленники якобы знают кодовое слово. Единственное спасение, к которому принуждали Светлану, - «раздробить» общую сумму и перевести на названные ей счета.
- Мне даже в голову не могло прийти, что деньги на кредитке до того времени, как я их сняла, — деньги банка, — говорит Светлана. — Я могла просто ее порезать - и всё. Никто бы ничего не сделал. И даже когда мне не смогли назвать размер комиссии за снятие наличных, а сразу начали подбирать сумму, я тоже не подумала, что меня обманывают. И как только деньги были переведены, «сотрудник банка» сказал, что завтра он позвонит и озвучит новые инструкции - как подъехать в отделение банка и получить документы о погашении кредита. Напоследок он советовал не заходить в личный кабинет онлайн-банка, утверждая, что там проводятся технические работы. Больше я его не слышала.
Платеж больше зарплаты
Прозрение к Светлане пришло только у дома.
- Я приехала домой, села на лавочку у подъезда. Кредит и кредитная карта исчезать не собирались, — продолжает Светлана. - Потом я увидела, что в бумагах на получение кредита в моих доходах помимо основного заработка указаны дополнительно еще 77 тысяч. Интересно, откуда они?
Поняв, что стала жертвой мошенников, Светлана попыталась отыграть ситуацию, но безуспешно.
- В банке мне помочь не смогли ничем, в полиции надо мной только посмеялись. Показания в итоге взяли, талон-уведомление выдали, но что дальше - неизвестно, - говорит Светлана. - Со всеми процентами мне предстоит выплатить около трех миллионов рублей. Ежемесячный платеж в течение семи лет на пять тысяч рублей больше моей зарплаты. А у меня еще и ипотека… Как такое могло быть?
Оценивая заново всё, что произошло с ней, у Светланы появляется всё больше и больше вопросов, ответы на которые ей не дали ни в полиции, ни в так оперативно выдавшем кредит банке.
- Получается, чтобы оформить в кредит два миллиона рублей, нужны только паспорт и человек, чье лицо похоже на фотографию в паспорте? - недоумевает Светлана. - Как мне потом сказали в банке, я идеальный клиент для них. Мне больше 18 лет, зарплата у меня больше 15 тысяч, и стаж работы больше года. Какой у меня фактический доход, неважно. Банк в любом случае получит свои деньги. А я прошу помощи. Я не отказываюсь от обязательств, понимаю, сама виновата, всякое в жизни бывает. Но прошла уже неделя, а у меня, кроме листика с номером моего принятого заявления, больше и нет ничего. Адвокат узнал, что дело передано в канцелярию отдела полиции, и всё. Я написала всем, даже в администрацию президента. Оттуда пришел ответ, что из-за недостаточности материалов мое обращение передали в МВД. Вроде бы все в курсе, а по итогу ничего.
В полиции заявили, что по факту мошеннических действий в отношении 33-летней Светланы возбуждено уголовное дело. Злоумышленников, которым она фактически подарила почти два миллиона рублей, устанавливают. В банке на запрос журналистов ничего существнного не ответили, констатировав, что мошенники активно ищут новые жертвы.
5
Комментарий психолога
Психолог Дарья Кугель дала оценку действиям мошенников и рассказала о базовых приемах, которые в данном случае видны невооруженным глазом.
- В данном случае при беглом знакомстве с ситуацией я могу сказать, что сработало несколько программ. Одна из них - эриксоновский гипноз, который работает в разных степенях, в данном случае девушка была введена в состояние легкого транса. Мошенники действовали, используя перегруз каналов восприятия, когда говорят очень много, быстро, два человека. Это подача большого объема материала под давлением. Мозг не успевал обрабатывать все сигналы, которые он получал. Скорее всего, в данном случае женщина даже не успевала это всё слышать и запоминать, вникать. Ее просто загрузили мелкими техническими данными.
Второй прием - постоянная связь, жертву жестко держали на связи. Если над вами проводят какую-то манипуляцию, особенно жесткую, ее можно остановить, только прервав контакт. Резко. На некоторое время. Они не давали ей этот контакт разорвать. Они придумали целую историю. Здесь они также использовали схему нагнетания, постоянно говорили ей: быстрее, спешим! Люди, чтобы взять кредит, готовятся несколько месяцев, а здесь девушку грузили и обрабатывали «пока горяченькая». Чтобы жертва никуда не «слилась».
В данном случае мошенники также опирались, возможно, на потребность жертвы во внимании и признании, на такие качества личности как отзывчивость, готовность к помощи, содействие и, может быть, даже на «особую роль, миссию». Не каждого же просят в таком деле участвовать, а именно ее. Ей отводилась роль героя. Возможно, ее вычислили по разговору, возможно, изучили ее по странице в социальной сети. Люди сами о себе всё рассказывают и показывают, слишком много информации мы сами выкладываем в своих социальных сетях. У мошенников наверняка есть представление о том, какие люди являются для них наиболее легкой добычей. С первых минут разговора они уже ориентируются, кто продолжит слушать, а кто нет. Всё нужно перепроверять, тем более когда дело касается имущества, денежных операций. Звонят из банка? Сбросьте и перезвоните сами на горячую линию.
63.ru
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.