Александр Башковатов, начальник ЦАФАП Самарской области: «Водители понимают ПДД по-своему»
Какие новые нарушения научились выявлять камеры на дорогах? Почему комплексы — не панацея от аварий? Когда проезд на красный свет не будет считаться нарушением? На эти и другие вопросы 63.RU ответил начальник ЦАФАП в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Александр Башковатов.
«При необходимости размещаем на перекрестках до 25 камер»
— Изменились ли функции камер, которые сейчас находятся на дорогах Самарской области?— Нет, они фиксируют все те же виды нарушений ПДД, что и раньше: превышение установленной скорости движения; нарушения требований дорожных знаков и горизонтальной разметки; проезд на запрещающий сигнал светофора; невыполнение требований остановки перед стоп-линией; выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения в местах, где это запрещено; движение по обочине или полосе для маршрутных транспортных средств; движение без включенных внешних световых приборов. В Самарской области используют как одноцелевые, так и многоцелевые комплексы.
Стоит понимать, что комплекс — это не одна камера. Комплекс представляет собой совокупность сложных технических устройств, состоящий из: измерительного устройства, распознающих и обзорных камер, блоков питания, каналов связи.
На некоторых сложных по конструкции перекрестках мы устанавливаем до 20–25 камер.
Учитываются не только направления «в город», «из города», но и пересечения проезжих частей внутри перекрестка. Светофорные объекты также подключаются к системе фотофиксации, фиксация правонарушений проезд на запрещающий сигнал светофора; невыполнение требований остановки перед стоп-линией осуществляется после включения запрещающего сигнала светофора. Нарушения требований горизонтальной дорожной разметки и дорожных знаков контролируется комплексами круглосуточно.
— А номер обязательно должен находиться в центре бампера?— Не всегда. Есть разрешенные отклонения по высоте и наклону. Место для установки регистрационного знака должно представлять собой поверхность, имеющую геометрические параметры, позволяющие обеспечить его установку без деформирования. Передний регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии транспортного средства. Допускается установка переднего регистрационного знака слева от оси симметрии по направлению движения. Расположение регистрационного знака на автомобиле очень важно для камеры. Именно по нему осуществляется фиксация правонарушений, таких как проезд на запрещающий сигнал светофора, невыполнение требований остановки перед стоп-линией.
— А есть ли в городе и области участки дорог, которые невозможно оснастить камерами? Где в настоящее время устанавливаются камеры?— Камерами фиксации можно оснастить любой участок автодороги. Другой вопрос, зачем? Из-за недостатка камер мы не можем в полной мере покрыть все аварийно-опасные участки. Но их грамотное размещение в сочетании с передвижными комплексами и патрулями может повлиять на общую скорость движения транспортных потоков и необходимость повсеместного соблюдения водителями ПДД.
Латентность правонарушений, связанных с превышением установленной скорости движения, по сравнению с другими нарушениями ПДД наиболее велика, особенно на дорогах за пределами населенных пунктов, и характеризуется наибольшей тяжестью последствий. Движение с чрезмерной, не соответствующей дорожным условиям, скоростью является одной из наиболее распространенных причин ДТП. Нарушения правил обгона, выезд на полосу встречного движения, в том числе в местах, где это запрещено, в большинстве случаев сопряжены с превышением установленной скорости движения. Анализ безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и населенных пунктах в Самарской области подтверждает наибольшую тяжесть последствий на автомобильных дорогах вне городов и населенных пунктов. В большинстве случаев это дороги федерального и регионального значения. Именно в таких местах или участках устанавливаются камеры фотофиксации. Без согласования с ГАИ камера на автомобильной дороге просто так не появится. Как раз одна из таких камер находится недалеко от места ДТП с 7-ю погибшими под Курумочем.
— А сколько времени проходит между установкой комплекса и началом его работы?— Всё зависит от наличия инфраструктуры в месте установки комплекса. Если имеются опоры для установки и обеспечено постоянное электропитание, то установить комплекс и подключить его к системам Центра можно в максимально короткие сроки. Если отсутствует инфраструктура, то строительство может затянуться на несколько месяцев.
— А что делать, если на дороге не видно разметки? Зимой или в дождливое время года этот вопрос актуален как никогда.
— При наступлении погодных условий, при которых формирование достаточной доказательной базы невозможно, а также отсутствуют либо неисправность технических средств организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры) комплексы фотофиксации отключаются. Отключение отдельных зон фиксации происходит в период неблагоприятных погодных условий (снегопад), когда была скрыта горизонтальная дорожная разметка. В таких случаях средство автоматической фиксации отключается до очистки проезжей части. Главное: если сотрудник ЦАФАП не видит элемент разметки, то материал признается не годным к вынесению.
«Водители упорно не замечают знаков на дороге»
— Водители зачастую утверждают, что участок автодороги, оборудованный камерой, нельзя проехать без нарушения. Основное оправдание автомобилистов: «Там невозможно проехать иначе». Правы ли они?— При четком соблюдении требований ПДД и штрафов не будет. Яркими примерами невнимательности служат нарушения, связанные с работой светофоров как с дополнительными секциями, так и без них. Многие автолюбители руководствуются сигналами светофоров, которые установлены и регулируют движение на ближайших пересечениях, при этом игнорируют сигналы светофоров, установленных непосредственно перед ними (Стара-Загора — Ташкентская, Луначарского — Московское шоссе). Хочу напомнить, что выключенная дополнительная секция светофора запрещает движение в обозначенном направлении. Сочетание сигналов светофора (красный совместно с желтым) также запрещает движение. Много примеров, когда один водитель начинает движение на запрещающий сигнал светофора и провоцирует других, они также начинают движения, хотя на светофоре горит красный свет.
— Многие водители начинают проезд перекрестка на разрешающий (зеленый) сигнал светофора, но не успевают его проехать и остаются на перекрестке. Что делать в таких ситуациях?— Правилами дорожного движения запрещается выезжать на перекресток, если на нем образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения в поперечном направлении. Рекомендую водителям при включении зеленого мигающего сигнала светофора сразу снижать скорость и останавливаться перед стоп-линий. В случае если автомобиль пересечет стоп-линию на запрещающий сигнал светофора, но не доедет до светофора, то водителя привлекут по соответствующей статье КоАП РФ. Штраф за это нарушение — 800 рублей. Если водитель пересечет линию светофора, то административный штраф составит сумму в 1000 рублей, если это повторное нарушение, то 5000 рублей.
— Как водителям поступать, если на перекрестке осуществляет дорожное регулирование сотрудник ГАИ?— В случае если на перекрестке находится регулировщик, то водители должны выполнять его распоряжения. Такое периодически происходит при проведении крупных мероприятий. Яркий пример — пересечение Дальней и Московского шоссе во время матчей на стадионе «Солидарность Арена». Периодически, когда сотрудники ГАИ «сбрасывают» потоки машин, если их накапливается достаточно. При этом он разрешает движение на красный свет. В таких случаях сотрудник Центра при обработке зафиксированного материала выносить постановление за проезд на запрещающий сигнал светофора не будет и направит материал в брак. Но как только регулировщик покинет пределы перекрестка, водителю надо будет ориентироваться уже на светофор.
— Если автомобиль сломался на проезжей части дороги, в зоне камер, получит ли водитель штраф?— Если машина сломалась на перекрестке, то водителю надо включить аварийные сигналы, выставить знак аварийной остановки, по возможности принять меры к перемещению транспортного средства в более безопасное место. Сотрудник Центра оценивает весь материал в совокупности и при подтверждении факта остановки по техническим причинам направляет материал в брак. Другое дело, когда водитель остановился, дождался пассажира и после его посадки сразу продолжил движение. В данном случае он получит правомерный штраф.
— Подскажите, куда и в какое время можно обратиться по вопросам, связанным с фотовидеофиксацией нарушений ПДД РФ?— Обращаться необходимо по адресу: Самара, Красноармейская, 135, с 09:00 до 13:00 и 15:00 до 17:00, в понедельник, вторник и среду. В пятницу консультационный прием осуществляется с 09:00 до 13:00. Четверг — не приемный день. Практика показывает, что наиболее загруженные дни — среда и пятница, в первой половине.
— Как вы считаете, тех знаков, которые установлены в городе, достаточно или нет?— Количество знаков в местах установки комплексов достаточное, но в некоторых местах при наличии дорожных знаков с двух сторон водители упорно продолжают пренебрегать их требованиями. Например, перекресток улицы Ташкентской и Московского шоссе у больницы Середавина. В рассматриваемом месте установлен целый комплекс дорожных знаков, которые запрещают поворот на основной ход Московского шоссе. Но некоторые водители то ли не видят их, то ли не хотят видеть и продолжают нарушать. Неподалеку, у ТЦ «Эль Рио», тоже непростой участок. Есть две полосы для движения, знаки, поясняющие, как надо проезжать. А нарушители упорно двигаются так, как хотят.
— Вы отключаете или перенастраиваете камеры при проведении длительных дорожных работ?— Мы прекрасно понимаем, что если на участке дороги началась реконструкция, как например, на пересечении Советской Армии и Ново-Садовой, то оставлять камеры на рассматриваемых участках недопустимо. В настоящее время камеры убрали и их уже устанавливают на новых местах. Комплексы не должны висеть без дела, тем более так долго.
«Двух автомобилей с одинаковыми номерами нет»
— Одна из баек автомобилистов — это получение штрафа за другого человека. При этом марка машины и номера полностью идентичны. Возможно ли такое?— Официально и законно невозможно получить два одинаковых регистрационных знака. Однако такие факты имеют место быть. Обычно знаки-дублеры ставят на машины, которые сняли с государственного учета. И водителю, который не нарушил, приходится доказывать, что это был не он. В данном случае нарушители используют поддельные номера. За это у водителя могут отобрать права на срок от полугода до года.
— Но ведь некоторые камеры ведут не цветную, а монохромную съемку. Как в этом случае инспектор определит цвет автомобиля?
— Если снимок черно-белый, то это была, скорее всего, инфракрасная съемка, произведенная в ночное время. Но по большей части понятно, темный или светлый автомобиль.
— Вы говорили, что камеры следят за всеми водителями. То есть по фото и видео можно составить маршрут, если это необходимо? Например, следователям при расследовании преступлений.
— Совершенно верно. Даже если водитель не нарушает, его номера всё равно фиксируют камеры. И по запросу следователей мы предоставляем всю информацию. Человеку с улицы невозможно будет получить это. Сами же понимаете, что это конфиденциальная информация. Обычно к нам обращаются на 3–5 день после преступления. Это не только ДТП со смертельным исходом, но и грабежи, убийства, похищения.
— А что делать, если в городе отключилось электричество? Бывают же обрывы на линиях, перебои. Что происходит тогда?— Если светофорный объект не работает, значит не может идти речи о фиксации нарушений, связанных с режимом работы светофора. Комплекс фиксации подключен к контролеру светофора. Нет электричества — нет сигнала. Но вот те камеры, которые фиксируют скорость, имеют автономный аккумулятор, и им блэкауты не страшны.
— Вы говорили, что езда без включенных фар — это тоже нарушение. А водителя оштрафуют, если работает только одна из двух фар?— У комплекса фотофиксации нет такого алгоритма, они не «научились» распознавать количество источников света. Если они есть, то всё в порядке. Но тем не менее водителям надо перед началом движения проверять состояние внешних световых приборов.
— Как сейчас идет работа с автомобилистами, у которых установлены номера других государств?— Учет таких машин и их владельцев ведется активно не только в Самарской области, но и в других регионах. У нас есть база с фото и документами. Водители сами могут узнать, есть ли у них нарушения и неоплаченные штрафы, с помощью сайта ГИБДД.
Если автолюбитель нарушил ПДД, то наказание неотвратимо. Во-первых, он не сможет въехать на территорию страны. Во-вторых, даже если он заплатил штраф, но в течение трех лет больше двух раз привлекался к ответственности, то ему не получится пересечь границу.
Фото Романа Данилкина.
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.