Реклама
Главная
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
Непознанное
В регионе, в стране
Оперативная информация
Статьи
Каталог фирм
Яндекс.Погода


Жизнь города > В регионе, в стране

«Ряфагать Хабибуллин» снова в строю: летчики по-своему увековечили погибшего выпускника СВВАУЛ



Выпускника сызранской вертолетки считали образцом для подражания. О нем говорили: летал, как Бог. Полковник Ряфагать Хабибуллин, героически погибший 8 июля 2016 года при выполнении специальных задач в Сирии, посмертно был представлен к званию Героя России. Годом позже имя офицера было присвоено винтокрылой машине – одной из тех, на которых летал сам и учил летать других опытнейший лётчик-снайпер. Так «Ряфагать Хабибуллин» снова занял место в боевом строю родного полка армейской авиации ЮВО.

О Ряфагате Хабибуллине можно говорить много. О том, например, как он настойчиво шёл к мечте стать офицером, для чего предпринял попытки поступить вначале в легендарную Качу – мастерскую лучших на то время лётчиков-истребителей, а затем в не менее прославленное Рязанское воздушно-десантное училище. В обоих случаях тогда на пути к заветной цели преградой вставали жёсткие требования военно-врачебной комиссии.

Отслужив полтора года срочной службы в разведподразделении зенитного ракетного полка, Хабибуллин подал рапорт с просьбой направить его для поступления в военно-учебное заведение. Теперь уже в Сызрань, в СВВАУЛ – кузницу кадров армейской авиации. На этот раз поступить удалось. Так у Ряфагатя Хабибуллина начался славный путь в небо.



Небо офицер любил безгранично. Провёл в нём более 3300 часов. Служил для того, чтобы Пятый океан был мирным и спокойным. Правда, для этого многие годы ему приходилось выполнять боевые вылеты. Их у вертолётчика свыше 2 тысяч – это более 2800 часов, отданных выполнению боевых задач.

В 1994-м в Чечне, во время первой кампании, получил тяжёлое ранение, которое на восемь месяцев «приземлило» вертолётчика на госпитальную койку. Были сомнения – удастся ли вернуться в строй. Но как только врачебно-лётная комиссия дала «добро», капитан Хабибуллин снова поспешил включиться в боевую работу.

На то время её на Кавказе хватало. Офицер участвовал в осетино-ингушском и грузино-абхазском конфликтах, двух чеченских кампаниях, операции по принуждению Грузии к миру, выполнял специальные задачи в составе российской группировки войск в Сирии. Сами за себя говорят его многочисленные государственные награды: орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, два ордена Мужества, орден «За военные заслуги».

Вот обстоятельства лишь одного подвига, который Ряфагать Хабибуллин совершил во время операции по принуждению Грузии к миру:

«10 августа 2008 года подполковник Хабибуллин получил боевую задачу на ведение воздушной разведки и высадку разведывательной группы отряда специального назначения юго-западнее населённого пункта Гори. Ведущий основной группы на Ми-8 Хабибуллин под прикрытием двух вертолётов Ми-24 начал разведку противника вдоль автодороги, ведущей к Гори…

Подобрав площадку с воздуха, произвёл посадку с уклоном, превышающим ограничение по данному типу вертолёта. Посадка осуществлялась на левое колесо под огневым воздействием противника. Высадив группу штурмовым способом, Хабибуллин произвёл взлёт с площадки и огнём бортового оружия, подавляя огневые точки противника, обеспечил прикрытие разведывательной группы…»

Ведущий основной группы выдал целеуказание паре вертолётов Ми-24 и дал команду на подавление огневых точек противника. Благодаря хладнокровным и грамотным действиям, несмотря на огневое воздействие противника, разведывательная группа отряда специального назначения заняла господствующую высоту. По возвращении на площадку Джава в вертолёте Ряфагатя было обнаружено восемь пробоин. В общей сложности в тот день Хабибуллин выполнил пять боевых вылетов.

Лётчики, как говорится, штучный товар. А если так, то Ряфагать Хабибуллин был тем лекалом, по образу и подобию которого растят молодое поколение лётного состава. Владел всеми типами и модификациями вертолётов Ми-8, Ми-24 и Ми-28Н и был опытнейшим лётчиком-снайпером российских ВВС. Одним из первых освоил современные ударные и транспортно-боевые вертолёты, которые в рамках перевооружения приходили в его родную часть. Изучая новую машину теоретически и практически, составлял собственные методички для подготовки молодых пилотов.

Молодёжь боготворила своего командира, на полётах стремясь оказаться в одной с ним кабине. Не сосчитать, сколько пилотов он вырастил. Но доподлинно известно, что Ряфагать Хабибуллин подготовил 28 лётчиков к ведению боевых действий в горной местности с посадками на высокогорные площадки до 3 тысяч метров. Сегодня это асы армейской авиации – лучшие в своём деле специалисты.

В Хабибуллине одновременно сочетались мастерство лётчика, талант наставника и призвание командира. Полковник Ряфагать Хабибуллин шесть лет (с ноября 2010 по июль 2016 года) бессменно командовал Кореновским полком. За это время его подчинённые добились поистине уникальных результатов. В течение трёх лет подряд часть признавалась лучшей в Военно-воздушных силах России с вручением переходящего вымпела главнокомандующего ВВС. В течение четырёх лет подряд владела переходящим вымпелом командующего войсками ЮВО.

Лётный состав части на различных видах авиационной техники (вертолёты Ми-24, Ми-28, Ми-35, Ка-52) занимал призовые места в российских соревнованиях по профессиональной выучке экипажей «Авиадартс» в своих номинациях.
В 2013 и 2014 годах подчинённые Хабибуллина на вертолётах Ми-24 и Ка-52 выиграли первые международные соревнования «Авиадартс» в рамках Армейских международных игр.

В 2012 году, будучи командиром Севастопольской авиационной базы армейской авиации (в таком статусе дислоцировались тогда на Кубани вертолётчики), полковник Хабибуллин получил из рук Президента России орден Кутузова, которым военная база была награждена «за успешное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом личным составом базы мужество и героизм». Кореновские воздушные асы стали первой действующей строевой частью, отмеченной после Великой Отечественной войны высокой боевой наградой.

Историю полка изменило трагическое событие, произошедшее летом 2016 года в Сирии. 8 июля 2016 года при выполнении боевого задания в провинции Хомс, недалеко от Пальмиры, геройски погиб экипаж российского вертолёта
Ми-25 в составе командира отдельного Севастопольского ордена Кутузова вертолётного полка полковника Ряфагатя Хабибуллина и лейтенанта псковской бригады армейской авиации Евгения Долгина.

Российские вертолётчики совершали облёт боевой машины Ми-25 сирийской армии (экспортный вариант вертолёта Ми-24). В провинции Хомс экипаж был вынужден вступить в бой, атаковав прорвавший оборону сирийских правительственных войск отряд боевиков. Появившийся в небе вертолёт не только сорвал наступление террористов, но и спас ведущих с ними бой сирийских военнослужащих. Но на обратном курсе машина попала в прицел вражеского ПЗРК. Огнём с земли Ми-25 был подбит боевиками и упал в районе, подконтрольном сирийской армии. Оба офицера погибли…



У дислоцированного в Кореновске вертолётного полка славные боевые традиции. Ещё в годы Великой Отечественной войны эта воинская часть (в тот момент 807-й штурмовой авиационный полк) взрастила 18 Героев Советского Союза. Ещё 11 военнослужащих стали кавалерами Золотой Звезды уже после Великой Победы. И всё же полковник Ряфагать Хабибуллин выделяется среди современных героев-вертолётчиков – своих сослуживцев и коллег из других частей ВКС.
Память об отважном и легендарном офицере живёт не только в его родном полку и в армейской авиации России. В разных уголках страны и за её пределами, как, например, на территории российской военной базы в Хмеймиме, установлены бюсты полковника Ряфагатя Хабибуллина. Его именем названы улицы и школы, в Кореновске проводится открытый турнир по хоккею с шайбой памяти прославленного вертолётчика.

И что особенно важно, в Кореновском вертолётном полку вот уже несколько лет несёт службу единственный именной транспортно-боевой вертолёт армейской авиации. На борту вертолёта Ми-8АМТШ под номером 44 начертано имя погибшего в Сирии Героя. Именно на такой машине летал полковник Хабибуллин.

Полковник Хабибуллин жил небом, был лётчиком от Бога. Потому очень верно и справедливо, что его имя носит боевой вертолёт. Глядя на именной Ми-8АМТШ, понимаешь – полковник Хабибуллин по-прежнему в строю.

Фото из архива «Красной Звезды»


11 Январь 2021 09:49 /
4558 /
/

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, блог в Яндекс.Дзен
Читайте наши новости в Яндекс.Новости и Google.Новости


Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.



БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон редакции 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77-87116 от 22.04.2024
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика   


Генерация страницы: 0.010 с.
Всего 5 запросов к базе.


© 2005-2024
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения: