Реклама
Главная
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
Непознанное
В регионе, в стране
Оперативная информация
Статьи
Каталог фирм
Яндекс.Погода


Жизнь города > Социальная сфера

«Сестра соседа сказала: морги переполнены...» Как понять, что читаешь сочиненное вранье



Их используют для самых разных целей: для заработка, повышения рейтингов, дестабилизации внутриполитической ситуации. Выдуманные новости - фейки - могут быть инструментом террористических, экстремистских организаций. Но что мы знаем о том, как они работают, и как нам защитить от них себя? на вопросы отвечает «Народная газета».

Что такое фейк

Фейковая информация - это не просто информация, не соответствующая действительности. Это выдуманный факт, намеренно распространяемый под видом достоверного для достижения целей распространителя.

Некачественный журналистский материал, в котором автор перепутал фамилии героев, тоже содержит информацию, не соответствующую действительности, однако это не фейк. Фейком он становится в случае, если журналист «перепутал» фамилии намеренно, и это может иметь выгодные ему последствия. То есть не всякий обман - фейк, но всякий фейк содержит обман.

Печально известные фейки последних лет - это заявления о трех сотнях погибших в ходе трагедии в «Зимней вишне» (эти заявления, что было официально установлено, распространяли с территории сопредельного государства с целью дестабилизации обстановки).

Фейковая информация имеет свой жизненный цикл: как правило, она сначала появляется в социальных сетях или мессенджерах (Viber, WhatsApp), затем оттуда ее забирают интернет-порталы, не являющиеся СМИ (развлекательные или информационные), следом - небольшие «желтые» СМИ (в отдельных случаях и крупные СМИ), в конце фейк возвращается в социальные сети и мессенджеры, но уже со «ссылкой на СМИ», которая укрепляет доверие к ложной информации.

Столкнуться с фейком можно на любом из этих этапов. Как правило, информация, которую он содержит, вызывает сильную негативную реакцию у аудитории, а сама эта реакция (так работают алгоритмы социальных сетей) помогает фейку распространиться еще шире.

Факты ниоткуда

Отличить фейковую информацию от настоящей иной раз бывает трудно и специалисту, но некоторые общие правила все-таки есть.

Во-первых, вам нужно обратить внимание на источник предлагаемой информации. В случае с фейками источник, как правило, не указывается вообще, эта тема аккуратно обходится. В сообщении «Более ста тысяч жителей города больны новым вирусом. В моргах не хватает мест...» не указывается, кто, каким образом собирал эти данные. В иных случаях источник информации намеренно подменяется неверифицируемым (то есть таким, существование которого нельзя проверить). Пример: « Муж соседки, ветеран ГРУ, сказал...»

Все это касается фейков «первого порядка» , то есть до того, как они попали в СМИ. Затем источником информации для социальных сетей называют СМИ, которое, в свою очередь само ссылается на социальные сети. Замкнутый круг, выявить который не составит труда: перейдите по ссылке на первоисточник. Он сам ссылается на те же социальные сети? Высока вероятность, что вы имеете дело с фейком.

Единство места, единство времени

Большинство фейков создаются не для конкретного города/региона и не в конкретное время, а так, чтобы они могли длительное время «гулять» по интернету, оказываясь в группах и чатах в разных частях страны.

Именно поэтому в фейковой информации практически никогда не указывается дата ее первой публикации или время, когда произошли указанные события. Пример: «В таком-то районе орудует маньяк-педофил. Его видели школьники на черном автомобиле...».

Такой пост может появиться зимой, летом, в 2020 или в 2017 году. Переходим к единству места: район указан такой, какой есть во множестве населенных пунктов по всей стране, например - Северный, Юго-Западный, а указания на конкретный город в записи нет. Таким образом, пост разместят в группах десятков городов, и он получит широкий «охват аудитории».

Фейковая информация является универсальной, и если вы сталкиваетесь с сообщением, в котором нет указания на место и время означенных событий, с высокой долей вероятности речь идет о фейке. Из последних примеров: запись о «нехватке мест в моргах» из-за эпидемии появилась (без указания на название города или время, когда эта самая нехватка была зафиксирована) весной, но фейк успешно «дожил» до осени - именно благодаря своему «вневременному» свойству.

Эмоции, не разум

Фейковые сообщения апеллируют к эмоциям, а не к рациональному мышлению. Как правило в них не содержится ничего, что может быть проверено критически, зато они вызывают сильный душевный отклик. В некоторых случаях фейки даже не пытаются выглядеть правдоподобными, и существенного влияния на их эффективность это не оказывает, так как распространяться они будут в аудитории, которая воспринимает информацию не критически.

Пример прошлого года: «В Димитровграде зафиксирован ядерный выброс на НИИАРе, город накрыл ядовитый смог...». Критическая проверка этой информации практически невозможна: не указано, когда произошел выброс, кто источник информации о нем, нет ссылок на данные, свидетельствующие о выбросе. Более того, смога над городом тоже нет, и он живет обычной жизнью - сотрудники продолжают ходить на предприятие, нет ни эвакуации, ни чрезвычайных мер. То есть информация не только не правдива, но даже не стремится выглядеть правдоподобной, однако это не мешает ей распространяться, пользуясь самым эффективным топливом в эпоху социальных сетей: человеческим страхом и тревогой. Полностью придуманное сообщение вызывает такую тревогу у аудитории, что она начинает ретранслировать его дальше, рассказывая друзьям и знакомым о «выбросе», пока это не попадает в местные информационные порталы, а потом, со ссылкой на них же, - обратно в социальные сети. Опровергать фейк пришлось сразу на правительственном уровне, всей мощью традиционных СМИ.

Смысл фейка

Для чего размещается подобная информация? Существует комплекс возможных причин. Во-первых, фейки составляют для увеличения посещаемости ресурсов - скандальная, крайне негативная, но при этом заведомо непроверяемая информация может привлечь в чат или группу аудиторию, которую потом можно будет «продать» рекламодателю.

Фейки могут размещаться для достижения целей конкретных бизнес- и политических элит, особенно в период перед голосованием, либо перед заключением существенной сделки. В бизнес-среде с фейками были знакомы задолго до того, как это понятие вошло в наш привычный обиход: размещенная в нескольких крупных чатах или группах «инсайдерская» (то есть внутренняя) информация о техногенной катастрофе на предприятии оттуда легко попадает в небольшие СМИ со ссылкой на «источники близкие к сектору», затем - в более крупные СМИ, акции предприятия падают, и это позволяет выкупить их по более низкой цене. Никакой катастрофы при этом не было - это есть фейк в самом чистом виде, то есть вымышленная информация, размещенная намеренно, с целью достижения совершенно понятных целей.

Разумеется, генерируют фейки и деструктивные сообщества, включая террористические, экстремистские группы. Для них подобная информация - это акт запугивания, дестабилизации обстановки в государстве. «Информационный теракт» в некоторых случаях может быть эффективнее реального: вовремя и правильно размещенное сообщение о радиационной катастрофе с ремаркой о том, что «прием йода внутрь защитит от отравления», может привести к массовым химическим ожогам, в отдельных случаях - к летальным исходам. Это ущерб, измеримый количественно.
Но кто сможет измерить вред, наносимый обществу атмосферой страха, тревоги, недоверия, которые порождают подобные фейки?



18 Октябрь 2020 17:55 /
3952 /
/

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, блог в Яндекс.Дзен
Читайте наши новости в Яндекс.Новости и Google.Новости


Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.



БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон редакции 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77-87116 от 22.04.2024
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика   


Генерация страницы: 0.009 с.
Всего 5 запросов к базе.


© 2005-2024
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения: