Как говорить с подростком о наркотиках?
Наркомания среди подростков — один из самых больших родительских страхов. Мало кто из родителей представляет себе, как взвешенно и аргументировано говорить о наркомании с подрастающим ребенком.
Первое, на что необходимо обратить внимание – это на то, чего делать НЕ следует, а именно: превращать беседу о наркотиках в скучную лекцию. Выглядит это примерно так: «А ну-ка, садись-ка, мне надо с тобой серьезно поговорить…». Будет лучше и эффективнее, если подобный разговор начнется как бы невзначай: после просмотра передачи/фильма на эту тему, во время обсуждения похожего инцидента с родственником/знакомым/одноклассником, то есть так, чтобы родитель не являлся непосредственным инициатором разговора, передавая активность ребенку.
Далее, в ходе обсуждения нужно дать подростку возможность высказать собственное мнение о проблеме, и вот здесь кроется «подводный камень» любой профилактической беседы: как бы страшно нам ни было за будущее нашего чада, мы не в праве лишать его выбора относительно его собственной жизни.
Следующий важный момент – это не перестараться со «страшилками». Иногда, из лучших побуждений, взрослый может попытаться воздействовать на ребенка примерно такими словами: «Если ты будешь курить, у тебя через несколько недель начнут кусками отваливаться лёгкие…» Дорогие мои! Давайте положим руку на сердце и признаемся самим себе, что это неправда. И заодно зададим себе вопрос: а так ли уж действенна стратегия запугивания? Начнем с того, что «страшилки» вызывают у подростков состояние дистресса, и в зависимости от уровня стрессоустойчивости, существует два способа реагирования на неприятную информацию:
1) совершенно ее обесценить и благополучно забыть (высокий уровень стрессоустойчивости)
2) полностью принять информацию без малейшего шанса на ее критическое осмысление и впасть в депрессию (низкий уровень стрессоустойчивости).
Расставляя акценты в своей беседе, стоит обратить внимание подростка на то, как потребление наркотиков скажется на значимых для него ценностях: что произойдет с его увлечением спортом, математикой, музыкой, танцами и так далее. Подчеркивая достоинства своего ребенка, родители тем самым повышают его семейный статус и значимость, что, кстати, является наиглавнейшим условием успешности любой профилактической лекции.
Другим важным условием можно назвать отсутствие угроз, даже косвенных. Таких фраз, как: «Если я узнаю, что ты попробовал(а) марихуану…», «если хоть кто-нибудь скажет мне, что ты употреблял(а) наркотики…» лучше избегать. Единственная вещь, которая транслируется ребенку такими фразами, звучит примерно так: «Я не желаю быть в курсе твоих проблем». И не будете. Но это не значит, что не будет самих проблем.
Еще хотелось бы заострить внимание родителей на аккуратном отношении к подаче информации о наркотиках – она должна быть адекватна возрасту ребенка и точно соответствовать запросу. Если информации поступает недостаточно, подросток скучает, считает, что с ним обращаются, «как с маленьким», и не воспринимает беседу всерьез. В противоположном случае может возникнуть нездоровый интерес и желание проверить, а действительно ли, например, из такого-то лекарства получают путем определенных химических махинаций такие-то и такие-то вещества.
Хотелось бы порекомендовать для семейного просмотра фильм «Уличный кот по кличке Боб», о музыканте, восстанавливающемся от наркотической зависимости, который встретил рыжего уличного кота и его жизнь изменилась в лучшую сторону.
В помощь родителям сайт «Я-родитель.
Если у вас возникли вопросы и трудности в воспитании детей, обращайтесь в ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Западного округа" по адресу: ул. Декабристов, 191, тел.99-63-11
Социальный педагог Силачёва Е.А.
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.