Лариса Хафизова раскрыла "глубины сердца..."
В помещении библиотеки N78 открылась выставка графических работ
«Глубины сердца и веков» молодой тольяттинской художнице Ларисе
Хафизовой.
... В здании, где находится библиотека, на втором этаже - довольно
просторное помещение с задрапированными белой тканью окнами. И-
картины, картины, картины... Вы не найдете здесь буйства красок и
неожиданных цветовых созвучий, той зрелищности, что приковывает взгляд.
Цветовая гамма вполне определенна - ясные пепельные тона либо
черно-белые. Эти рисунки не бросаются в глаза, но завораживают, как
тихая, нежная музыка.
Поражает разнообразие тем, сюжетов и образов, объединенных в серии:
«Казань», «Галантный век», «Средневековье», «Монастырь». Здесь и
графика, и акварель. Из глубины веков смотрят на нас красавица
Гульчечек (по-татарски «цветок») и булгарка Консулу - невеста Myсы.
Изящные, гибкие фигурки в узорчатых восточных нарядах. Фата,
развевающаяся за спиной. Тонкие черты лица, темные глаза,
поблескивающие из-под остроконечной шапочки, отороченной пушистым
мехом. Так вот вы какие, казанские «принцессы»!
Сиреневый диптих «Леди и рыцарь» переносит нас в эпоху культа
Прекрасной дамы. Его герои - воплощение изящества и благородства,
идеала красоты облика и души, чего зачастую так недостает нам
теперешним.
А вот и еще сцены из далекого прошлого. Средневековые монахи на
рисунках не лишены человеческих слабостей: толстенький чревоугодник,
явно заботящийся не о духе, а о плоти, охотник до женского пола,
грешащий и тут же складывающий руки в мольбе о прощении... Автора
картин можно было бы упрекнуть в антиклерикальных настроениях, однако
не будем спешить с выводами. Обратим внимание на соседний рисунок-
«Утешение». Две женских головки в черных монашеских покрывалах
склонились друг к другу, чтобы поведать о страданиях в земной юдоли...
Теперь понимаешь, насколько тонко художница чувствует колорит эпохи,
передает полноту человеческого характера.
Вот что пишет о своем творческом процессе Лариса Хафизова: «Когда я
рисую, то перед глазами будто разворачивается какое-то событие. Я
наблюдаю за жизнью придуманных мною героев, слышу, о чем они ведут
разговор... А потом выбираю миг из этой жизни и переношу его на лист
чистой бумаги. Мне нравится изображать людей, хочется показать не
только образ, но прежде всего душу. Например, если это монахи, то я
делаю их более земными, со слабостями и страстями. Если это демоны, то
они тоже продают, а значит, имеют сердце».
Может быть, именно благодаря умению прочувствовать образ и вжиться в
него герои ее картин и наполняются плотью и кровью, что, кстати, и
отмечают искусствоведы.
Несомненной удачей Ларисы Хафизовой стали иллюстрации к известной пьесе
Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Она блестяще освоила оригинальную
графическую технику, воспроизводящую с помощью тонкого пера фактуру
средневековых шпалер - поразительный эффект реконструкции той эпохи!
«Одухотворенная и изящная графика! Мой Сирано живет на сцене, твой - на
бумаге» - это отзыв о работе художницы знаменитого актера и режиссера
московского театра «Сатирикон» Константина Райкина.
Вообще, нужно сказать, Лариса Хафизова - прекрасный иллюстратор.
Доказательство тому - книги Л. Украинской, С. Дьячкова, Ю. Стерликовой,
представленные на выставке. Перелистываешь страницы «руси былинной» - и
оживает древняя земля славян. Перед нами предстают витязь, молодой воин
в доспехах Х века, Баян в языческом одеянии... А вот княжна со своею
служанкой. В руках у нее ларец с украшениями и металлическое зеркало.
Княжна примеряет бусы. Живые, яркие образы, помогающие представить наше
славное прошлое, наших далеких предков.
Стоит ли говорить о том, что все эти чудесные картины созданы
человеком, с детства страдающим тяжелой болезнью? Лариса Хафизова
прикована к постели и не может поднять даже стакан с водой. Только
представьте, каких усилий требует каждое движение кистью или карандашом!
Тольяттинский журналист Сергей Мельник в статье «Гамбургская закваска
Л. Хафизовой» отмечает «...мне кажется, что в аннотациях к выставкам и
альбомам художников не следует писать о том, через какие тернии им
пришлось пройти. Во избежание погрешности в оценке. Чтобы не подмывало
сделать скидку на тяжелое детство и прочие далекие от вечности вещи».
Да нет же, писать об этом стоит. Лариса Хафизова сумела преодолеть
страдания, разорвать замкнутый круг одиночества и подарила людям
неповторимые картины. Картины, рожденные из боли и света своей души.
Георгий Лимановский
ВВС №23
9 июня 2007
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.