маленькая Сызрань - о Сызрани

https://www.syzran-small.ru/pages-5867
Распечатать

Ребенка могут травить не только в школе, но и в интернете: что ждет учеников после пандемии



Одна из восьмиклассниц рассказала, как ее травили в школе: «Когда я была в третьем классе, у меня на губе вылез герпес, и одноклассники стали смеяться надо мной и дразнить меня. Но моя классная руководитель быстро это пресекла: она объяснила, что это обычное дело, и вообще обижать других нехорошо. С тех пор у нас очень дружный класс, и мы не даем друг друга в обиду».

Нужно сказать, что девочке повезло: не все истории о школьном буллинге заканчиваются хорошо. Буллинг – это травля, в которой участвуют все: главарь, его «команда поддержки», сочувствующие и свидетели, которые остаются в стороне и боятся. У каждого из них в результате может развиться психологическая травма, которая впоследствии отразится на их отношениях с противоположным полом и собственными детьми. Именно поэтому так важно распознать и нейтрализовать конфликт между учениками на раннем этапе. В пресс-центре «КП-Самара» обсудили новые проблемы, с которыми столкнулись школы и возможные пути их решения.

Первый признак буллинга – изменившееся поведение.

Ребенок ставится скрытным, придумывает разные поводы, чтобы не идти в школу, а когда идет туда, выбирает длинную дорогу и окольные пути.

- В Самарской области на выявление конфликтов внутри коллектива учеников ориентированы классные руководители и школьные психологи. Но наши проверки показывают, что они часто скрывают конфликтные ситуации, надеясь решить их своими силами, и не обращаются за помощью, - говорит начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Самарской области Алексей Клещев.

- Так может быть, не наказывать школы за промахи, а помогать им, а потом поощрять и хвалить за то, что они делают хорошо и правильно? – предложила начальник отдела Агентства по реализации молодежной политики Наталья Бондаренко. – А то, когда мы предлагаем школам помощь, они говорят: «Ой, у нас такого нет, у нас все хорошо». Но на самом деле практически в любом коллективе есть проблемы, с которыми дети остаются один на один. Между тем, разговор о том, кто такой агрессор, к каким последствиям может привести буллинг, кто такая жертва, что с ней происходит – даже этот разговор помогает ребятам двигаться к решению проблемы.

В Самарской области уже почти 10 лет существует Ассоциация детских служб примирения. Общественники искали разные подходы и методики, в итоге появился на свет проект «Обидка» (расшифровывается как «обычная история детской коллективной агрессии»), который был поддержан Фондом президентских грантов. Сейчас они «воспитали» 10-12 коллективов, служб примирения и групп школьников, которые прошли обучение и могут на равных разговаривать со сверстниками и становиться посредниками в решении конфликтных ситуаций.

Травля в интернете.

За прошлый год, по данным представителей минобразования, в Самарской области не было зарегистрировано случаев буллинга. Однако расслабляться рано: в период пандемии и дистанционного обучения обострилась проблема кибербуллинга – то есть травли в интернете.

- Он особенно опасен для тех, кто постоянно находится на индивидуальном обучении – такие дети мало социализированы, - считает директор Центра психологического здоровья и образования Самары Алексей Клюев – Они не могут дать отпор, и легкий троллинг в отношении них в каких-нибудь группах в соцсетях может перерасти в травлю, последствия которой непредсказуемы.

Кибербуллинг особенно опасен тем, что происходит 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Плюс он часто бывает анонимным, а потому развязывает руки.

Директор Регионального социопсихологического центра Татьяна Клюева признает: пока что органы профилактики следуют за учениками, часто даже отстают. Технологии, которые сейчас «на вооружении» у взрослых – вовлечение ребят в спорт, волонтерство, экологическое движение – не охватывают настолько широкую аудиторию, как тот же Tik Tok. Между тем, именно взрослые, а не их сверстники в интернете должны дать школьникам знания для адаптации к реальному миру и «задачки» для развития ума, сознания и разных сторон личности.

 В Самарской области идет работа над новой программой - по сути, это онлайн-продленка или лагерь дневного пребывания в каникулы. Она рассчитана на 6 рабочих дней, за которые ребята разбираются в проблеме с точки зрения психологии, юриспруденции и учатся работать с собственной агрессией.

Как помочь жертве буллинга

1. Поговорите с ребенком. Объясните ему, что ситуация не нормальна, насилие неприемлемо, он это ничем не заслужил, он – не один, родители готовы ему помогать. Ребенок не виноват в том, что происходит.

2. Обратитесь в школу. Начинайте с классного руководителя: опишите ситуацию, свои переживания, последствия буллинга, если учитель не в курсе – в общем, объясните актуальность проблемы, чтобы она не замалчивалась.

3. Идите к психологу – школьному, если он достаточно компетентен, или к стороннему специалисту.

4.Школа в это время должна начать работу с авторами буллинга: классный руководитель организовывает работу со всем коллективом, плюс отдельно - с автором насилия.

5. Следите за тем, как развивается ситуация, не пускайте все на самотек. Если ребенок получает угрозы или оскорбления, то помним: есть соответствующие статьи УК РФ. Поэтому мы делаем скриншоты, записи, все сохраняем и пишем заявления в соответствующие органы правопорядка. Даже если угрозы анонимные, у силовиков есть возможности установить, от кого они исходят.

6. Пересматриваем свой подход к онлайн-поведению ребенка. Это не значит, что его нужно жестко контролировать и все запрещать. Но с ним нужно проговорить, какое поведение в сети можно считать безопасным, на этот счет есть даже специальные курсы.

«КП - Самара»

| 27.01.2021 11:53