маленькая Сызрань - о Сызрани

https://www.syzran-small.ru/pages-5153
Распечатать

Препарируя дочернюю любовь



Сложную роль в сложной пьесе сыграла в прошлый уикенд актриса Сызранского драматического театра им. А.Толстого Мария Зинова. Впрочем, разве может быть иной роль в моноспектакле, да еще при камерном показе, когда артист находится со зрителем один на один? К тому же простых тем подобный формат не предполагает.

Автор пьесы «Разве я не любила тебя?» (16+) самарский драматург Александр Игнашов не ищет легких путей. Иначе не стал бы размышлять над весьма болезненным феноменом отношений взрослой дочери и матери. Ведь они априори не бывают безоблачными.

Тем более, если мама – звезда мирового кинематографа, эстрады и моды одновременно. А также – предмет интереса политиков и журналистов. Роковая женщина и лирическая героиня для таких титанов, как Хемингуэй, Ремарк, Вертинский. Все это – о немецкой и голливудской актрисе прошлого века Марлен Дитрих. Красавице и секс-символе. Одно появление которой в кинокадре в мужском костюме совершило революцию в мире женской моды. Скандалы вокруг гардероба Марлен, ее романов, ее эмиграции из Германии перед Второй мировой войной смаковались на первых полосах ведущих изданий.

Впрочем, автора пьесы интересует нечто другое. Образ единственной дочери Дитрих Мари Рива, только похоронившей 90-летнюю мать. Именно Мари ведет нас по пути поиска  любви. То - отрицая малейшую способность Марлен Дитрих испытывать к кому-либо подобное чувство. То - обращаясь с теми же претензиями к себе самой.

Безусловно, спектакль попадает в болевую точку общественного самосознания. Тема любви и нелюбви в искусстве буквально на наших глазах предельно обостряется. Возможно, опасаясь утратить человечность, люди времени сверхвысоких интернет- и иных скоростей цепляются за ускользающие стропы парашюта высоких чувств? Поэтому зрителю и слушателю так важно докопаться и понять: что там у нас не так с любовью?

Мария Зинова создает образ человека с надломленной психикой, лишенного нормального взросления и семьи. Детские обиды и женская зависть, меркантильность и раздражительность терзают героиню. Но не могут заслонить чувства жалости к стареющей матери, горечь утраты.

«Моя мать препарировала меня, мою любовь, мою жизнь, словно я муха или жук, или таракан», - утверждает Мари. И в ответ сама препарирует образ Марлен и свои дочерние эмоции.

Премьера моноспектакля состоялась 12 марта в Москве. Его показали в Центральном доме актера им. А. А. Яблочкиной в рамках проекта «Театральная провинция». Дебют оказался удачным. Конечно, при переносе на родную сцену действие стало чуть дискретным. Во всяком случае, на премьере пятого апреля эти «разрывы» иногда ощущались. Что не помешало оценить всю стройность замысла.       

Он раскрывается в цветовой гамме черно-белого кино, поддержанной художником Анной Митко. И сопровождается шлягерами Марлен Дитрих, дающими представление о волшебной силе ее необычного голоса. При этом музыкальность актрисы Марии Зиновой впитана в ткань спектакля так же естественно, как и фонограммы с записями песен в исполнении Марлен (музыкальное оформление - Сергей Павлов).

Главный режиссер Сызранской Драмы Олег Шахов провел линию главной и единственной героини, используя все формы воздействия на зрителя. От фотографий, вспыхивающих на экране, где рядом с потрясающей кинодивой – ребенок с несчастными глазами. До катарсиса последних слов Мари Рива перед гробом матери.

Сложная роль в сложной пьесе? Да, конечно. Но есть зритель, который идет в театр именно за такими.

Инна ЧУРИКОВА
Волжские вести в субботу

| 17.04.2019 16:22