маленькая Сызрань - о Сызрани

https://www.syzran-small.ru/pages-2745
Распечатать

Бенефис Лидии Дымовой: сёстры немилосердия...



Бенефис заслуженной артистки РСФСР Лидии Дымовой, который состоялся в минувшую пятницу, - событие для нашего театра неординарное. В январе этого года артистка отметила свой юбилей. За полвека пребывания на сцене Лидия Георгиевна полюбилась зрителям, поэтому они с нетерпением ждали спектакля, в котором смогут лицезреть Примадонну в главной, большой роли. Специально для нее была написана пьеса под названием «Сестры милосердия».

И Дымова весь вечер блистала на сцене! Зрители видели ее и в благообразном «тетушкином» платье, и в цирковом трико. Растерянную, гневающуюся, веселую, задумчивую... В молитве и игривых пробежках по сцене... Как будто не было за плечами всех этих лет! На вечере артистка приняла много цветов и поздравлений, но самой главной наградой для нее остается зрительская любовь, в которой она просто купалась...

А что же сам спектакль? Режиссер Виктор Курочкин определил его жанр как «ужасная голливудская история». Разберемся, что же здесь такого страшного. Любовь тандема авторов Ирины Фёдоровой и того же Курочкина к Голливуду сороковых породила причудливый микс из мотивов американских фильмов - мелодрам, ужасов, мюзиклов... Зритель, который только что хохотал над смешной репликой, вдруг начинает смеяться над тем, как серьезно порой он воспринимал происходящее на экране.

- Зритель видит со сцены что-то вроде комедии нуар - «черной» комедии, - рассказывает Виктор Курочкин.- Это такая игра с психоорганикой человека, когда между минором и мажором не проходит и секунды.

Благостное американское Рождество с индейкой, каток под светом прожекторов, игра в снежки, величественная статуя Свободы, шоу электрического света (узнаете мотивы фильмов?)... И вдруг - покойники, стрельба, связанные копы, отравления, психические расстройства! Если смешать все это и приправить изрядной долей юмора, получится спектакль «Сестры милосердия».

Лидия Дымова играет здесь Молли Брустер, которая вместе со своей сестрой Полли (Нина Барковская, Любовь Сазонова) отправляет на тот свет с помощью отравленного вина исстрадавшиеся души. Их сумасшедший племянничек Тэдди (Владимир Мухтаров) возомнил себя президентом Рузвельтом. Он роет в подвале Панамский канал и тем самым помогает прятать трупы. Имеется еще один племянник - Фредди (Евгений Морозов), вообразивший себя Джеком-потрошителем, который состязается со старушками в их мастерстве. Есть погибший на войне сын Молли Джеффри (Михаил Зайцев), наблюдающий за героями с неба. Юрий Андрухович играет пастора (куда же без него в американских фильмах?!), который благословляет собственную дочь Лиз, мечтающую выйти замуж за Мортимера Брустера (Сергей Михалкин), злого театрального критика. Кстати, именно линия, связанная с ним, в пьесе является определяющей. Жуткая наследственность в лице тетушек мешает ему обрести нормальную семью, узнать, что такое чувства. Поэтому его женитьба на любимой девушке не случается до самого финала. Но когда выясняется, что он - сирота, да к тому же француз... Но об этом позже.

Самая главная заповедь для зрителя, который соберется посмотреть спектакль «Сестры милосердия», - ничего не воспринимать всерьез. Перед нами - игра.  Да-да, ваши глаза вас обманывают! Вы видите «Рузвельта» в инвалидном кресле, а через минуту он встает и идет на здоровых ногах. Вдруг поднимается крышка сундука (одновременно - импровизированного гроба), и перед нами - афиши спектакля «Сестры милосердия». Пластический хирург Ницше выпивает яд, который уложил в могилу 12 почтенных джентльменов, но почему-то даже не вздрагивает. Хотя публика с нетерпением ждет другого поворота событий. И таких примеров - множество. Складывается впечатление, что все персонажи вдруг разом сошли с ума. Виктор Курочкин назвал расшатанные нервы Америки сороковых психиатрическим постскриптумом бойни в Перл-Харборе. Возможно, так оно и есть. Иначе не родился бы на свет тот синтетический жанр драматургии, который неожиданно сочетает в себе юмор и слезы, смерть и любовь, добро и зло.

Персонажи «Сестер милосердия» существуют на сцене по парадоксальным законам, которые не имеют отношения к жизни. У них есть что-то общее с героями Диккенса и Кэрролла. Этакая логика закономерности неожиданностей...

- Совершенно случайно герои пришли к церкви, и пастор совершенно случайно не забыл ключи, поэтому произошло то, что должно произойти, - с улыбкой рассказывает Джеффри с небес. А точнее - с подножия живой статуи Свободы.

Итак, Мортимер и Элизабет поженились. Хеппи-энд - достойный финал для голливудского фильма, не правда ли? «И ради этого мы смотрели трехчасовой спектакль?» - спросите вы. Пожалуй, мы делали это не ради финала, который все равно было трудно предугадать. А просто учились играть, распознавать игру, смеяться и видеть жизнь с не совсем привычной стороны.

Елена ОСИПОВА
ВВ №74
2 октября 2012


| 03.10.2012 14:45