Реклама
Главная
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
Непознанное
В регионе, в стране
Оперативная информация
Статьи
Каталог фирм
Яндекс.Погода

Драматический театр


Театрально-концертный комплекс "Драматический театр им. А.Н. Толстого"
ул. Советская, 92.

В 70-x годах XIX века в Сызрани на средства купца И.Соболекова был построен летний театр Эрмитаж, куда регулярно приезжали гастролирующие театры и отдельные исполнители. Сызранцы видели знаменитых русских актеров Леонида Собинова, братьев Адельгейм, Екатерину Гельцер, Николая Радина, Павла Орленева, Екатерину Корчагину-Александровскую, армянского трагика Ваграма Папазяна.

И хотя идея создания своего стационарного театра постоянно обсуждалась городскими властями, воплотилась в жизнь она только в 1918 году.

3 октября 1918 года Сызрань стала советской. Городское хозяйство было в полном упадке. Не работали промышленные предприятия, тяжелое положение сложилось в здравоохранении: в городе оставалось всего три врача. Не проводились занятия в школах. Не было денег на заработную плату рабочим и служащим. Требовались неотложные меры. Но при этом 24 октября 1918 года на заседании исполкома Сызранского совдепа, разрабатывавшего мероприятия по нормализации жизни в городе и уезде, принимается решение об открытии Рабоче-крестьянского дома с пролетарским театром.

В годы гражданской войны театральное искусство вообще пользовалось особой популярностью; появились новые зрители — рабочие, крестьяне, красноармейцы. В Сызрани создается театральная труппа во главе с известным в то время в России актером Глебом Ротовым. 3 декабря 1918 года постановкой пьесы А.Островского "Лес" и было положено начало становлению постоянного театра.

Сторонник классического репертуара, Г.Ротов ставил произведения Горького, Островского, Достоевского, Грибоедова, Чехова... В первые же годы сызранцы увидели "На дне" и "Мещане" Горького, "Власть тьмы" Л.Толстого, "Горькую судьбину" Писемского, "Касатку" А.Толстого, "Горе от ума" Грибоедова...

Театр имел два здания: зимнее (на том месте, где уже давно возведен Дом культуры "50 лет Октября") и летнее — в саду имени А.Луначарского (ныне детский парк). Труппа работала в очень жестких условиях. Новые спектакли приходилось ставить почти каждый день: население города было очень малочисленным. Так, только в одном месяце шли "Овод", "Чародейка", "Собор Парижской богоматери", "Пугачевщина", "Коварство и любовь", "Анна Каренина"!..

Зимой 1927 года театр был преобразован в ТРАМ (театр рабочей молодежи). Его энтузиасты — художественный руководитель Е. Белов, режиссеры М.Горев и С.Морозов — сделали все возможное, чтобы популярность у зрителя завоевали пьесы советских авторов. С успехом идут спектакли "Любовь Яровая" Тренева, "Шторм" Билль-Белоцерковского, "Разлом" Лавренева.

С началом Великой Отечественной войны большая часть мужского состава труппы, рабочих сцены и технических цехов была призвана в армию. А вскоре в Сызрань на короткое время эвакуировался Сталинградский драматический театр. Но уже с 1943-го военного года Сызранская драма начинает "восстанавливаться" и до победы 1945-го выпускает "Вассу Железнову", "Любовь Яровую", "Последние"…

После войны на сызранской сцене идут пьесы "Русский вопрос" Симонова, "Заговор обреченных" Вирты, "Кандидат партии" Крона. В некоторых спектаклях этих лет играют приглашенные из Москвы известные артисты Н.Алисова ("Бесприданница"), А.Абрикосов ("Без вины виноватые"), Е.Самойлов ("Обыкновенный человек") и М.Названов ("Свадьба Кречинского").

Большая заслуга в дальнейшем развитии театра, выработке четкой репертуарной линии принадлежит работавшим в нем в 50-е годы опытным мастерам сцены В.Малахову, А.Вольной, Э.Михайловой, Б.Володарскому, К.Шахбазиди, П.Ремизову, Г.Дрознесу.

В 60 — 70-х годах в театре ставятся лучшие в то время произведения советской драматургии, повышается качество спектаклей. Большой успех выпадает на долю "Барабанщицы" Салынского, "В поисках радости" Розова, "Кремлевских курантов" Погодина и особенно "Далей неоглядных" Вирты, впервые увидевших свет рампы в Сызранском театре.

В активе театра немало значительных творческих удач и в последующие годы. Это — "Иркутская история" Арбузова, "В день свадьбы" Розова и "Золотая карета" Леонова (режиссер А.Ривман), "Чрезвычайный посол" братьев Тур, "Цыган" по Калинину (режиссер С.Шпанов), "Пресс-атташе в Токио" Маклярского и Раппопорта (режиссер Г.Дрознес).

В создание этих и других спектаклей вложили свой труд, талант и вдохновение ветераны и молодежь театра: В.Гурова, И.Скляревский, К.Гуров, Р.Гутовский, С.Белый, Л.Скляревская, С.Голод, С.Талалаева, С.Орлова, К.Залесский, Т.Борткевич, Г.Мидзяева.

Настоящим кумиром сызранцев по праву таланта, мастерства, преданности одному театру был артист Е.Юрковский. Коренной сызранец, участник войны, он пришел в театр после демобилизации в 1946 году. И отдал ему более полувека жизни и неустанного творческого труда, создав психологически глубокие образы Рихарда Зорге ("Пресс-атташе в Токио"), Глобы ("Русские люди"), Савельева ("Так и будет"), Василькова ("Бешеные деньги"), Лопахина ("Вишневый сад"), Чебутыкина ("Три сестры"), Баукина ("Жестокость"), Ильи Артамонова ("Дело Артамоновых") и многие другие.

Успешно играя ведущие роли в произведениях классического и современного репертуара (в "послужном списке" актера их оказалось больше 100), Е.Юрковский одновременно, в течение двух с лишним десятилетий, уверенно и авторитетно "исполнял", если можно так сказать, и роль директора театра. Вероятно, не случайно именно в этот период возникло и продолжалось тоже свыше 20 лет творческое содружество сызранцев с драматургом В.Молько. Содружество, поддерживаемое взвешенным, профессиональным актерским и директорским словом Е.Юрковского, нередко имевшим серьезное, а то и решающее значение для очередных, менявшихся главных режиссеров. Началось все в 1965 году с постановки А.Ривманом пьесы "Тридцать строк" ("На одной земле живем"). Потом последовала "Жестокость" — спектакль одареннейшего режиссера А.Трубая.

В 1973 году писатель Ф. Абрамов доверил коллективу театра и А.Трубаю первую постановку в стране одобренной и отредактированной им пьесы — инсценировки "Пелагея и Алька" — по его известным повестям. Доказательством "оправданного доверия" служит хотя бы тот факт, что вслед за сызранской премьерой "Пелагею и Альку" включили в репертуар и играли многие театры.

Вскоре после этого Управление театров Министерства культуры России предложило Сызранскому театру и его автору так называемый "госзаказ", поддержанный областным управлением культуры, — создание пьесы и спектакля по ранним рассказам М.Шолохова. И эту необычайно творчески сложную задачу они решили успешно. И вновь были вознаграждены тем, что пьесу "Смертный враг", поставленную А.Трубаем, после Сызрани "взяли" более 20 театров, в том числе и Ленинградский театр драмы и комедии на Литейном.

А дальше пошли спектакли А.Ривмана — "Дело Артамоновых" М.Горького, "Дочерний долг" по повести Е.Панкова "Голубое озеро", "Огонь" по роману А.Малышкина "Люди из захолустья", "Хромой барин" и "Пути-перепутья Вадима Рощина" по произведениям А.Толстого.

Наконец, последняя совместная работа театра и драматурга В.Молько — инсценировка трагической повести Б.Лавренева "Ветер", героев которой вывел на сцену ее ветеран, все тот же режиссер А.Ривман.

Как и многие сверстники, А.Ривман прошел войну с первого до последнего дня, и только когда она закончилась, смог осуществить свою давнюю мечту и поступить в Киевский театральный институт. До Сызрани А.Ривман работал в Каменец-Подольске, Коврове, Бельцах, в Донбассе. Приехал он в Сызрань в 1956 году. Начинал очередным режиссером, потом, с 1979 по 1986 год был главным и, кроме уже названных спектаклей, поставил "Власть тьмы" Л.Толстого, "Отпуск по ранению" В. Кондратьева, "Возвращение" К.Симонова, удачно решил "Не было ни гроша, да вдруг алтын" и "Бешеные деньги" А.Островского, "Леди Макбет Мцен-ского уезда" Н.Лескова, "Дурочку" Лопе де Вега, "Деньги для Марии" В.Распутина... И перейдя пенсионный "рубикон", А.Ривман по-прежнему работает над новыми спектаклями, полон сил и творческих планов. Многие годы с А.Ривманом в качестве художника сотрудничал тоже участник войны Д.Брук.

Значительным событием в биографии театра было обращение к произведениям М.Горького "Дело Артамоновых" и "Последние". В этих спектаклях по-новому, ярко раскрылось мастерство А.Соколовой, Л.Федоровой, Б.Карыгина, Е.Бахарева, С.Банникова.

Не одно десятилетие отдали театру артисты Г.Каратаев, А.Червов, Л.Дымова, Т.Крупенникова, Р.Афанасьева, А.Дымов.

Важное место в репертуаре театра всегда занимала военно-патриотическая тема. Коллектив часто обращался к пьесам К.Симонова, Б.Васильева.

Особое внимание театр уделяет воспитанию молодежи и подростков. В спектаклях для юношества "Драма из-за лирики" Г.Полонского, "Следствие" Н.Воронова, "Старый дом" А.Казанцева, "Разговоры в учительской, слышанные Толей Апраксиным лично" Р.Каца проявилось дарование театральной молодежи — Т.Антошкиной, А.Серебрякова, С.Седых, Б.Вольвачева, В.Николен-ко, Л.Ворониной, Т.Горбачевой, А.Старокольцева.

В 1986 году спектакль режиссера А.Болотова по пьесе Б. Васильева "Завтра была война" получил областную премию имени Ленинского комсомола. Интересным было его режиссерское прочтение "Прощания в июне" А. Вампилова. В конце 80-х — начале 90-х на сызранской сцене шли "Роман о девочках" В.Высоцкого, "Любовь — книга золотая" А.Толстого, "Собор Парижской богоматери" В.Гюго.

В 1994 году Сызранский драматический театр показывал в Москве на малой сцене МХАТа имени А.Чехова два спектакля — "Танго" С.Мрожека и "Жертву" М.Фратти (режиссер А.Ермолин). Обе постановки получили хорошие отзывы в московской прессе.

С 1995 года театр становится активным участником различных международных проектов. Первым из них была поездка представителей Сызрани в качестве гостей в Финляндию на международный театральный фестиваль и симпозиум "Хельсинки-Арт 95". Результатом творческой командировки стала совместная постановка на сызранской сцене спектакля "La Dama-Duende". Для осуществления проекта были приглашены мексиканский режиссер Марио Лосано Аламилла и английский хореограф Лиза-Мария Холлоуэй.

В 1996 году Сызранский драматический театр стал лауреатом международного фестиваля "Полет "Чайки" в Санкт-Петербурге. Там состоялось знакомство волжан с бывшим соотечественником, американцем А. Чирковым, автором и режиссером театральной поэмы "Запретный алтарь", премьерой которой открылся сезон 1997 — 1998 годов.

В 1997 году в театр пришел новый главный режиссер — В.Курочкин. В его творческой биографии — Самарский театр драмы, театр АвтоВАЗа (Тольятти), преподавательская работа в Самарской академии искусств и культуры. Свою работу в Сызрани режиссер начал с постановки музыкальной "авантюрной истории" — "Эн, де, труа!", по мотивам сказки Шарля Перро "Кот в сапогах". Эта постановка стала новогодним подарком сызранским детям.

В феврале 1998 года состоялась еще одна премьера В.Курочкина — "Встать! Смирно! На пле-чо!.." по пьесе известного российского драматурга В.Славкина.

Сызранский муниципальный драматический театр имени А.Н.Толстого сегодня — это театр динамично развивающийся, ищущий новые пути в творчестве, постоянно экспериментирующий, театр, работающий для зрителя и со зрителем, театр, с успехом гастролирующий во многих городах страны.

© С.Хумарьян. Автограф.
Тольятти. 1998 г.

Начало вечерних спектаклей - 18 час
Начало утренних спектаклей - 11 час
Билеты продаются в кассе театра с 11.00 до 18.30, вторник выходной, тел 33-38-39.




Вернуться назад


Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.

БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон редакции 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика   


Генерация страницы: 0.011 с.
Всего 4 запроса к базе.


© 2005-2023
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения: