8 Апрель 2020 17:20
Михаил Симонов: мне было скучно ехать первым

«Главное — не сглазить!» — думаю я, готовя материал про Михаила Симонова, 17-летнего автогонщика из Сызрани. Прошедший год был богат для Михаила на важные события: он завоевал свой первый титул в автоспорте и получил звание мастера спорта. А в конце этого зимнего гоночного сезона стал в третий раз обладателем Кубка России по ледовым гонкам. По простым подсчетам получается, что впервые он сделал это в 15 лет — и причем выступал не среди юниоров, а обыгрывал взрослых и состоявшихся спортсменов.Миша — нормальный российский школьник: где-то чересчур стеснительный, где-то не в меру самоуверенный, активный, веселый, умеющий думать, легкий в общении и для автоспорта очень высокий — ростом как Ханс Йоахим Штук!Он сам рассказывает, как неудобно ему было «складываться», чтобы сесть в картинг или формулу, так что участие в кузовных гонках во многом определила физика. В кузовах легче: отодвинул кресло, настроил вылет руля и педалей, и нет проблем! — Я начал заниматься автоспортом в пять лет, когда мой дедушка посадил меня в карт класса Rotax Max микро, — рассказал Михаил. — Сначала мы попробовали футбол, но там мне не понравилось, следующим был картинг. Я всегда очень любил технические виды спорта, катался на роликах, велосипеде. Если честно, в картинге поначалу тоже не сложилось: я врезался в сугроб, разбил нос и отказывался продолжать — было страшно. Но дедушка заставил меня попробовать еще раз, у меня получилось, и с этого момента началась моя гоночная жизнь.В шесть лет Михаил уже выступал в картинге в Ульяновске, одержал несколько побед. Становясь старше, переходил в другие классы. В итоге провел в картинге девять лет и считает, что именно благодаря этим занятиям получил те знания, которые помогают ему быстро освоиться в любой другой гоночной дисциплине.— Если хочешь заниматься автоспортом, надо начинать с картинга — по сухому, по дождю, по снегу даже. Всеми своими результатами я обязан прежде всего картинговому опыту, он помогает идеально чувствовать машину в самых разных ситуациях, в том числе и погодных. Плюс учит не бояться трассы и скорости, ведь картинг — один из самых опасных видов автоспорта, ты там полностью не защищен: есть только шлем и защита ребер.Научиться правильно управлять картом Михаилу помогал сам Кирилл Ладыгин, также в свое время начинавший свою гоночную карьеру с картинга и завоевавший в нем несколько чемпионских титулов. Кирилл вспоминает Мишу как очень целеустремленного юного гонщика, который всегда знал, чего он хочет, и умел добиваться поставленных задач. — 2017 год стал моим последним годом в картинге, — вспоминает Михаил. — Я выступал в классе ОК, боролся за чемпионство, но так и не смог взять первое место прежде всего из-за своего роста. Я уже был очень высоким, и это влияло как на центр тяжести, так и на нагрузку на колеса, ведь в поворотах из-за роста она меняется. Четыре-шесть кругов я ехал нормально, а потом перегревалась резина и я начинал терять позиции.После картинга Михаил попробовал свои силы сразу в трех дисциплинах автоспорта: ледовых гонках, кольцевом спорте и ралли-кроссе, но говорит, что ралли-кросс все же для него предпочтительнее — он зрелищнее и не столь затратен, если это определение вообще подходит к автоспорту. В страсти к автогонкам Мишу поддерживает его отец, бизнесмен из города Сызрань Максим Симонов, который разделяет увлечение сына автоспортом, так что в некоторых сериях они выступают даже вместе. Но если для Максима это хобби, то Михаил видит в этом свое будущее. Впрочем, это будущее почти наступило: в прошлом году Михаил провел свой пробный сезон в чемпионате Эстонии по ралли-кроссу и сразу же завоевал титул, а в этом году должен был выступать уже в чемпионате Европы, но… В этих трех дисциплинах наставником Михаила стал еще один талантливый и весьма известный российский гонщик, на сегодняшний день, пожалуй, один из самых титулованных национальных пилотов, Дмитрий Брагин. У Дмитрия — огромный опыт и в кольце, и на льду, и в ралли-кроссе, и в каждом из этих направлений он добивался высших наград и завоевывал чемпионские титулы. На данный момент Дмитрий руководит гоночной командой Bragin Racing Team, за которую выступает несколько топовых российских автогонщиков, в том числе Михаил Симонов и его напарник по многим гонкам Егор Санин. С Егором они вместе выступали в том числе в РСКГ, а сейчас соперничают и в ледовых гонках, и в ралли-кроссе. — В 2017 году у меня вообще еще не было никакого опыта выступления в кузовных сериях, — рассказывает Михаил, — Я приехал в Тольятти с решением выступать в кольцевых гонках, и Дмитрий Брагин согласился меня тренировать. Он соорудил мне тренировочную трассу с помощью покрышек и стал учить быстро переключать передачи, правильно тормозить, входить в повороты. А затем состоялась моя первая гонка в классе «Юниор» в серии РСКГ на Нижегородском кольце. Тогда я сломал семь коробок передач и только после этого понял, как правильно переключаться с третьей на четвертую. Но дальше дело пошло уже быстрее. В свой первый сезон в РСКГ Михаил проехал в юниорском классе четыре гонки, а в 2018-м выехал во взрослом классе «Национальный» за рулем Lada Kalina NFR. В том же году Миша проехал свой первый этап в ралли-кроссе в классе «Супер-1600» на Renault Clio. «В принципе все складывалось неплохо, но ошибки первого сезона не позволили мне показать высокий результат. Я выиграл три этапа и на двух сошел из-за технических ошибок».— Ралли-кросс интересен своими короткими заездами, — говорит Михаил. — Уже с первого круга нужно атаковать, трассы довольно короткие, весь трек виден с трибуны, и борьба не ускользает от зрителей. Пилотам, в свою очередь, тоже приходится умело планировать тактику — ибо за шесть кругов можно все выиграть или все потерять.


Еще важно уметь быстро ориентироваться в складывающихся обстоятельствах: в ралли-кроссе все меняется очень быстро. Кольцевые гонки тоже интересны своей стратегией, но там все совсем иначе: стратегию приходится продумывать на много кругов вперед плюс нужно уметь работать с резиной. Это уже другой подход… Сезон-2019 было запланировано посвятить в основном ралли-кроссу. Михаил принимал участие и в чемпионате России, но главной целью стал чемпионат Эстонии.— Мой тренер Дмитрий Брагин — очень опытный, спокойный и очень трезво умеет взвешивать все за и против, — говорит Михаил. — Мы могли сразу поехать на чемпионат Европы, но Дмитрий счел, что Эстония даст мне больше опыта и правильной подготовки. И был абсолютно прав.В Эстонии Михаил завоевал свой первый в карьере чемпионский титул, 12 сентября ему исполнилось 17 лет, а в конце ноября было присвоено звание мастера спорта России. — Помнишь ли ты свою первую победу?— Я помню свою победу в Курске в картинге в классе «Микро», наверное, это была первая моя победа. Мне было тогда семь лет. Накануне я на тестах сделал за один день 150 кругов, а на следующий день была гонка. Моим тренером на тот момент был Кирилл Ладыгин. Я был первым на старте, но когда махнули зеленым флагом, не поехал со всеми. Ко мне подбежал Кирилл узнать, что случилось, а я говорю: «Мне скучно ехать первым, я догоню!». И догнал, и приехал первым. — Какая победа стала для тебя самой важной?— Конечно же, в чемпионате Эстонии по ралли-кроссу в прошедшем сезоне. Это мой первый чемпионский титул, к которому я очень стремился. До этого я трижды становился серебряным призером в разных дисциплинах — и не потому, что не мог победить, а потому, что не везло. И когда я позвонил папе и сказал, что стал чемпионом, для него это тоже была очень большая радость. Это означало, что мы переступили порог нереализованных возможностей и невезения. Титул в Эстонии дал мне шанс поверить, что я могу стать чемпионом, что мне хватает для этого навыков и умения, что те ошибки, которые я допускал раньше, можно исправить или не допустить. Теперь моя задача — идти дальше и стать чемпионом Европы, но пока не будем загадывать. — Какая самая главная черта для пилота?— Наверное, это спокойствие. Если будешь все время нервничать, не сможешь полноценно провести гонку. К тому же нужно иметь постоянное желание гоняться — если это есть, то даже ошибки легко исправить.— Еще очень важна концентрация. Например, у нас в команде на гонках есть правило — с утра и до вечера не пользоваться телефоном, т. к. он отвлекает. Плюс не общаться с посторонними, со зрителями, с болельщиками, не отвлекаться ни на что, полностью концентрироваться на гонках.— Третья черта — самоконтроль, — говорит Михаил. — Я сам по себе парень довольно горячий, но мой тренер Дмитрий Брагин учит меня умению контролировать себя и анализировать ситуацию. «Сначала сделай пару вдохов, затем проанализируй, что ты сделал не так, пойми, что можно исправить», — говорит он. Все пилоты ошибаются, главное — уметь свои ошибки исправлять.Зимой 2020 года Михаила пригласили принять участие в Тольяттинской зимней Гонке чемпионов, которая прошла на ледовой трассе в Сосновке уже в 23-й раз. Уникальность этого соревнования заключается в том, что приглашение может получить только тот пилот, кто завоевал титул по итогам прошедшего сезона — либо же титулованные и знаменитые гонщики вроде Виталия Петрова. Михаил был приглашен как обладатель Кубка России по ледовым гонкам 2019 года, но формат Гонки чемпионов, ее трасса, правила и техника были для него абсолютно незнакомы. Во время тренировочных заездов у него произошло столкновение с жестким бордюром, спрятанным под снежком, и машина легла на крышу. Травм пилот не получил, но, конечно, подобный инцидент мог повлиять на все остальные заезды. Дмитрий Брагин был рядом и помог юному гонщику справиться с ситуацией. — Моя ошибка в Тольятти произошла из-за того, что я торопился, — рассказал потом Михаил. — Для меня это новая трасса, новая машина, новая резина с 4,5 мм шипом. И еще очень не хватает здесь снега — я наскочил на землю и перевернулся. Я все проанализировал, прошел круг по трассе с тренером, прикатался — так что ошибку можно исправить.В итоге Михаил блестяще провел заезды в 1/8 финала и даже сумел победить очень опытного и быстрого Андрея Петухова. Но затем по сумме результатов проиграл другому спортсмену и не прошел в 1/4. Впрочем, сейчас, после того, как Миша стал в третий раз обладателем Кубка России по ледовым гонкам, можно надеяться, что он снова выйдет на лед Сосновки и, обладая уже определенным опытом, сразится за победу. — У тебя есть программа минимум и максимум на ближайшие годы? Автоспорт это для тебя главное?— Я не забываю про учебу: у меня последний год в школе, 11-й класс, экзамены, а затем я должен поступить в институт. Но автоспорт — для меня это, конечно, самое главное, он может дать мне возможность развиваться дальше в Европе и в мире. Минимум для меня — добиваться максимально возможных результатов в гонках. Ну а максимум на этот период — получить мастера спорта международного класса, равняться на своего тренера и достигнуть своих максимальных возможностей. К сожалению, по объективным причинам из-за ситуации в мире столь ожидаемый гоночный сезон отложен на неизвестные даты, но Михаил не унывает и продолжает тренироваться, чтобы быть готовым в любой момент выйти на старт. Правда, пока это происходит в виртуальных гонках. Но ведь когда-то карантин закончится… ДРОМ - всероссийский автомобильный портал

Статья на сайте Маленькая Сызрань
© 2005-2020
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007