15 Июнь 2008 21:34
Не торопитесь собирать ранец шестилетке

Лето - весьма непростое время для тех пап и мам, чьим детям предстоит идти на День знаний в первый класс. Дело не только в хлопотах по комплектованию ранца, приобретению обувки и одежки. Какую школу выбрать? Кто будет «второй мамой»? Как встретят чадо в «храме знаний»? Поданным 3ападного управления образования, в прошлом году в школы Правобережья пришло 2065 первоклассников. Из всего этого количества 10 процентов - шестилетки. Те самые, чьи родители решили, что их чадо - умное, талантливое, уже умеет читать-считать-писать и, вообще, «делать ему нечего в этом детском саду». При этом родители как-то забывают, что дети шести и семи лет - совершенно разные. Цифра «7» - не какая-то там магическая, она - научно обоснованная! И неслучайно вот уже много десятков лет дети идут в школу, достигнув такого возраста. Если быть совсем точным, то по закону «Об образовании» ребенок имеет право быть зачисленным в первый класс, начиная с возраста в 6,5 лет. Можно и раньше, например, в шесть лет и два месяца. Или четыре. Но! Тогда необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), действующую при Центре диагностики и консультирования (ул. Гидротурбинная, 24-а), и получить согласие учредителей образовательного заведения. По словам директора Центра диагностики и консультирования Нины Логачёвой, каждый год на ПМПК обследуется около 1800 детей, из них 10 процентов - шестилетки, чьи родители очень хотят, чтобы их сынок или дочка стали учениками. При этом у 40 процентов первоклассников, не достигших семилетнего «рубежа», к концу первого года обучения наблюдаются проблемы. Какие же? Неуспеваемость, не усвоение материала, тревожность, неврозы, различные психосоматические расстройства. Причем - в два раза чаще, чем у их сверстников, которые еще ходят в детский сад. Так что, выбирая школу и решая, в каком возрасте ребенку следует начинать «путешествие по стране знаний», родители должны ориентироваться не только на свои представления о престижности, качестве образования и прочая, но и на объективные возможности ребенка.


И умения «по слогам читать слова» да «вычитать и умножать» (то, что психологи называют интеллектуальной готовностью к учебе) - всего лишь один из элементов общей «школьной готовности». А что же еще учитывают специалисты и на что следует обратить внимание родителям? Говорит психолог Центра диагностики и консультирования г. Сызрани Елена Мочалкина: - Одна из самых важных - так называемая мотивационная готовность ребенка сесть за парту и усваивать знания. Проще говоря, есть ли у претендента на звание учащегося первого класса желание постигать науки или нет, готов ли он выполнять новые правила поведения, осознает ли свои права и обязанности? Волевая готовность подразумевает под собой желание малыша не просто слушать объяснения педагога, а еще и вникать в суть материала. Очень важно, чтобы потенциальный ученик умел подчинять свои сиюминутные непосредственные желания необходимости понимать материал и решать задание. Следует учитывать еще и двигательную активность. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика кистей, нет координации между движениями рук и глаз, то на лад его дело с учением не пойдет. Да и просто он должен быть физически готовым к совершенно иным, нежели в детском саду, нагрузкам. Как правило, к семи годам у всех детей уже формируются способности: они могут подчинять свое поведение определенной цели, умеют действовать со знаками и символами, видеть ту или иную ситуацию с разных сторон и т. д. А что же шестилетки? У одних все вышеперечисленные признаки готовности к школе есть, а вот у иных - увы. Ну не доросли они еще до первого класса! Так, может быть, и следует дать им поиграть в детсаду еще год? Кстати, по закону ребенок имеет право посещать ДОУ до восьми лет. Андрей Илюшин ВВС №24 14 июня 2008

Статья на сайте Маленькая Сызрань
© 2005-2020
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007