10 Ноябрь 2017 16:15
Сызранка ездит по «глубинкам» области, пытаясь сохранить старинную манеру исполнения песен

Дарья Кунгурцева – преподаватель хорового народного пения в сызранском колледже искусств и культуры. Девушка называет себя борцом за сохранение старинной манеры исполнения традиционной музыки, носителями которой сейчас являются в основном жители деревень. Вместе с коллегами из Самарского «Центра русской традиционной культуры» Дарья путешествует по «глубинкам» Самарской и Нижегородской областей в поисках людей, сохранивших старинную манеру исполнения песен. Редакции портала mysyzran.ru удалось пообщаться с Дарьей лично.Почему Вас заинтересовала именно эта тема – сохранение исконно традиционной музыки?— Народные песни пою с детства. Фольклором профессионально я стала заниматься с 2008 года, как поступила в Сызранский колледж искусств на отделение народного хора. У нас проходила экспедиционная практика. Побывав в фольклорной экспедиции, хочется вернуться туда вновь, что я и сделала.В чем суть Вашего проекта на Иволге? — Проект «Мост через века» направлен на сохранение и популяризацию традиционной музыки Сызранского района и Воскресенского района Нижегородской области. Фольклорный материал будет представлен в виде нотированного сборника и аудиодиска.Как Вы записываете эти песни? Сколько песен уже записали? — Песни записываются на диктофон. Вот уже поступили средства из Фонда грантовой поддержки Молодежного форума «iВолга». Была приобретена аппаратура диктофоны для записи. На следующей неделе планируется моя первая экспедиция в рамках проекта, где мы хотим записать гармошечный наигрыш. Ранее были проведены экспедиции в с. Жемковка и Заборовка. Эти записи также войдут в сборник.Во время одной из последних экспедиций, в селе Карабаевка Сергиевского района Дарья познакомилась с бабушкой, которая играет на печной заслонке. Неподготовленный слушатель вряд ли сможет назвать это музыкой.


Скорее, ритмом.Жительница села рассказала, что в годы молодости у них не было ни балалайки, ни гармошки. А без музыки жить грустно было. Поэтому, чтобы создать ритм под песню, они использовали любые подручные предметы, печную заслонку.Экспедиция по деревням Сергиевского района длилась несколько дней. Жили исследователи в доме культуры, спали на разложенных в одном из кабинетов раскладушках. Местные жители в основном относились к ним радушно и гостеприимно.Вы планируете записать сборник старинных песен. Где его можно будет прослушать? Он для продажи или для личной коллекции? — Проект «Мост через века» некоммерческий. Песенный сборник будет выпущен на средства гранта, который я выиграла на «iВолге». Несколько экземпляров книг и аудио дисков останется в колледже искусств, остальные будут переданы в детские школы искусств, в дома культуры. Песни родного края войдут в репертуар творческих коллективов и будут звучать со сцены. К тому же все записи будут в открытом доступе в популярных соц. сетях.Старинная манера исполнения песен – пережиток прошлого или богатое культурное наследие? — Весь собранный материал – это нематериальное культурное наследие. Это наша история, история края. Может, это заставит задуматься, обратиться к своей семье, к бабушкам, дедушкам и расспросить их о молодости, о том как они жили. Наверняка им есть, что рассказать. Наши сызранские песни отличаются красотой подголосков. Они сохранили диалектные особенности, старинные слова, фразы, в них заложен глубокий смысл. Стоит просто услышать и все станет ясно. Конечно, неподготовленному слушателю будет тяжело воспринять музыку, часто реакция — смех. Это из-за непонимания и разрыва между поколениями.MySyzran

Статья на сайте Маленькая Сызрань
© 2005-2020
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007