9 Декабрь 2007 14:41
Учиться будем по новым стандартам

Со следующего учебного года российские школы, лицеи, техникумы и вузы начнут жить по федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Государственная Дума РФ приняла ряд поправок в законы «Об образовании» и «О высшем вузовском и послевузовском профессиональном образовании», а Совет Федерации их уже одобрил. - Постойте! - воскликнет внимательный и вдумчивый читатель. - Так образовательные стандарты уже были! Конечно, были. И претворялись они в жизнь через так называемые федеральные, региональные и школьные компоненты базисного учебного плана и требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ. Проще говоря, до последнего времени в наших школах регламентировалось практически все: от количества часов на тот или иной предмет до набора знаний, умений и навыков, который ребенок должен был усвоить. Это привело к парадоксу. С одной стороны, нагрузка на школьников выросла, причем - существенно. С другой - количество учебных часов на усвоение действительно нужного материала по ряду дисциплин уменьшилось. В итоге уровень образования стал стремиться к тому, каким он был еще в церковно-приходской школе. Такое положение дел не устраивало никого: ни родителей, ни вузы, ни работодателей, ни правительство. И вот наконец-то новые стандарты, разработанные под современные требования, приняты! В чем же их суть? ФГОС включают требования к основным образовательным программам - к их структуре, соотношению между гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами, а также между обязательной и вариативной частями. Определяют, какие знания, умения и компетенции обязаны освоить учащиеся. И, наконец, в каких условиях все это должно реализовываться, то есть с каким материально-техническим и кадровым обеспечением учебного процесса. Причем, по словам замминистра образования РФ И.


Калины, «школы ни в коей мере не потеряют возможности формировать учебную программу с учетом потребностей родителей и учеников конкретного региона». В новом стандарте - две части: инвариантная и вариативная. В начальной школе большая часть основной образовательной программы - это инвариант, а незначительная доля - изменяема. В основной школе вариативная часть увеличивается для того, чтобы дать учителю и ученику возможность выбора. В старшей школе, по оценкам экспертов, вариативная часть может достигать трети основной образовательной программы. Она наполняется самим образовательным учреждением в соответствии, как сказано в законопроекте, с запросами и потребностями учащихся данной школы. Свои «фишки» предусмотрены и для профессиональной школы. А вот для дошкольного и послевузовского образования введут свою систему требований. Словом, наше образование вместо нынешней тотальной регламентации наконец-то получит возможность выбора. Кроме того, наполняются новым значением слова об индивидуальной образовательной траектории каждого конкретного представителя подрастающего поколения. И, конечно же, переход к профильному обучению становится более осмысленным процессом. Что же дает обществу введение федерального стандарта? Теперь в стране будет единое образовательное пространство - от Калининграда до Чукотки. Кроме того, наконец-то наступит преемственность всех ступеней образования - от начальных классов до вуза. Остается сказать, что ФГОС будет вводиться постепенно! В следующем учебном году на него перейдет только начальная ступень школьного образования. Основная школа начнет учить по новому стандарту с 2009-го, старшие классы и вузы - с первого сентября 2010 года. Андрей Илюшин ВВС №49 8 декабря 2007

Статья на сайте Маленькая Сызрань
© 2005-2020
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007