14 Август 2011 10:54
Р.Курбанова: Русский фольклор – это вам не «Напилася я пьяна…»

Мой собеседник - Раиля Курбанова. Человек, который способен круто менять жизнь. Прежде – банковский работник, затем – кадровик, а ныне – руководитель русского фольклорного ансамбля «Верея» в поселке Варламово и студентка консерватории в Самаре.- Раиля, но почему русский фольклор?- Да, я - чистокровная казанская татарка. Но с азиатским воспитанием и с русским повзрослением. Муж - туркменский украинец. Дома в ходу - разговорный русский. Я с удовольствием пою на родном татарском. Знаю казахские песни (училась в национальной школе). В юности выступала и в цыганском ансамбле. А русскостью, наверное, «заразилась» в Пскове. Только сейчас до меня доходит, в каком святом месте я жила. Представляете: ходила-бродила по тем же самым дорогам-тропинкам, что и Пушкин!Впрочем, приняли бы меня в казанскую академию культуры и искусства - занялась бы татарским фольклором. Это же большой нераскопанный пласт культуры, непочатый край работы. Но в Казани мне сказали: «Поздновато приехали!». А в Самаре возраст препятствием не стал.- Вот так в 50 лет – и сесть за студенческую парту?- А чем еще можно заниматься теперь, как не образованием? Сейчас у меня ниша свободная образовалась: сыновья Сергей и Денис выросли, муж взросленький, самостоятельный. У детей - Интернет, у Олега - машина. А мне чем заполнять жизнь? Вот и вспомнила, как еще в 18 лет, когда училась в Казанском финансовом техникуме и пела в хоре, профессор консерватории меня убеждал: «Дочка, бросай этот финансовый, тебе надо петь, тебе Богом дано!»…- Факультет русского народного песенного творчества подарил Вам какие-то открытия?- Ой, да! Я не знала русского фольклора в принципе. Не воспринимала прежде русскую народную песню, потому что она ассоциировалась у меня с застольями, с «Напилася я пьяна, не дойду я до дома». А копнула - настолько это серьезно и интересно оказалось!- Как появилась в поселке Варламово «Верея»?- Студент нашего факультета должен либо создать фолк-коллектив, либо заниматься в нем. Приехала я с очередной сессии, разговорилась с директором межпоселкового культурно-досугового центра (МКДЦ) Яковом Безруковым, показала ему учебные видеозаписи. Говорю: «Могу и у нас все это организовать!..».Получила «добро». Пришла в библиотеку (на базе МКДЦ), где заседал клуб «Кумушки». Рассказала, показала, запела – «кумушки» поддержали. Так в январе 2008 года родился ансамбль «Верея».- На недавнем фестивале национальных культур он выигрышно смотрелся на фоне других коллективов…- Мы поем настоящий – не стилизованный! – русский фольклор. Песни Пензенской, Симбирской, Самарской губерний. Никакого музыкального сопровождения. Только а капелла! И только живьем. И все песни у нас разучиваются исключительно на слух.


Потому что мои певицы не обучены нотной грамоте. Все, как и было в самом деле в деревнях. Включая традиционное многоголосие, которым так восхищались в 16-18 веках иностранцы, посещавшие Россию.- Где песни берете?- Привожу из консерватории. Собираю и записываю сама - в Балашейке, Троицком. Да и мои певицы - все родом из поволжских деревень.- Как формируете репертуар? Какова тематика песен?- Это любовные лирические и свадебные песни. Свадебный обряд от «Вереи» набирает популярность у молодоженов. Нас приглашают на торжественное бракосочетание, на сопровождение свадеб. И церемонии, где величают жениха и невесту по старым русским обычаям, получаются яркими, красочными, незабываемыми. Есть у меня мечта – воссоздать русский свадебный обряд Сызрани, Сызранского района.- Где ждут и рады «Верее»?- Мы выступали в Жигулевске на фестивале «Белоснежная вишня», в музее Алабина в Самаре, в селе Троицком, поселке Новокашпирском. В марте нас пригласили на концерт в консерваторию, где соберутся люди, увлеченные фольклором. Вот там будут СЛУШАТЬ.К сожалению, некоторые жанры народного творчества, как прекрасные, но ныне забытые колыбельные, просто не востребованы. В дефиците - творческие площадки, заинтересованная, понимающая аудитория и совестливые организаторы мероприятий, которые бы понимали, насколько трудно грудное пение, и осознавали, что следует возместить бабушкам хотя бы транспортные расходы.- Жаль, что в «Верее» не слышно молодых голосов…- У самой сердце болит, что нет преемственности поколений. Сейчас моим певицам – по 70-75. Мы же можем потерять все исконное! Ну не понимаю: почему за четыре года, что мы поем, к нам не пришел ни один педагог музыкальной школы? Или им не нужен, не интересен фольклор?Сама я обращалась в колледж искусств, ДК «Авангард», предлагала создать фольклорный коллектив. Никому ничего не надо.Сколько национальностей живет в Сызрани, и каждая как-то скучковалась. В городе создали свои национально-культурные автономии татары, немцы, азербайджанцы, мордва, только не русские!- А чем, на Ваш взгляд, могло бы заниматься русское национально-культурное общество?- А что, сохранять русским нечего? Мамы колыбельные петь перестали – не помнят, не ведают. У любого русского спроси, какую народную песню знает, так тот сможет пропеть разве что первые строки, да и то кабацких песен или городского мещанского романса. Титульная нация теряет свою самобытность, знание обрядов, самого языка, наконец. Разве возрождение народных традиций – не достойнейшая из задач для национально-культурного общества? Есть у меня задумка: создать в Сызрани школу русского фольклора.

Статья на сайте Маленькая Сызрань
© 2005-2020
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007