26 Июнь 2011 19:47
Отец Марк: Мы молимся за Сызрань и сызранцев

15 лет тому назад, 24 июня, епископ Сергий вершил чин освящения и первую божественную литургию в соборном храме Свято-Вознесенского монастыря. Так православная Сызрань вновь обрела святую обитель, с которой была неразрывно связана духовными и экономическими нитями более двух веков.На той первой после десятилетий забвения службе присутствовал алтарник, недавно демобилизованный из рядов Российской Армии. Впоследствии юноша поступит в духовную семинарию, примет монашеский обет. И придет время, когда Священный Синод РПЦ под председательством патриарха Алексия утвердит его в должности настоятеля Свято-Вознесенского мужского монастыря. Игумена Марка (Алексеева) и расспрашиваем о прошлом и настоящем обители.- Отец Марк, Юго-Западный район Сызрани до сего дня прозывают Монастырской горой. Что косвенно подтверждает: Свято-Вознесенский монастырь в дореволюционную эпоху был крупным собственником и играл серьезную роль в экономике города…- Совершенно верно. Монастырские угодья - дубовый лес, пахотные земли и заливные луга, зажатые между Сызранкой и Куброй, - простирались на 3,5 тысячи десятин. Все это сдавалось в аренду. Как и право осуществлять промысел на названных реках. Обитель владела тремя мельницами, одна из которых стояла на Сызранке, возле 136-го завода, вторая - на Крымзе. Монастырю принадлежали несколько доходных домов в Сызрани, 12 рыбных лабазов. Некоторые из последних еще сохранились (они примыкают к медицинскому колледжу).Деньги перечислялись духовной консистории (учреждение при епархиальном архиерее с административными и судебными функциями – О.Ч.), представитель которой вскрывал кружки, считал кассу. Необходимые суммы монастырь запрашивал в епархии.На деньги обители поновлялась плотина. По инициативе наместника монастыря архимандрита Августина и на средства обители было построено сызранское духовное училище на ул. Канатной (ныне ул.Фрунзе, где размещено подразделение Губернского колледжа). Для неимущих учеников монастырь предоставлял кров и пропитание в своей богадельне, где доживали век престарелые монахи. Наконец, обитель давала городу рабочие места!- Что теперь представляет из себя монастырское хозяйство?- Это сам монастырский комплекс - памятник архитектуры регионального значения. Он включает в себя действующий Вознесенский собор, реставрируемый Феодоровский храм (цена вопроса – 43 миллиона рублей), двух-этажные корпуса: братский, богадельня, трапезная, настоятельский дом.Три года назад по благословению Владыки Сергия частью нашего монастыря стало подворье в поселке Новокашпирском. Это фактически самостоятельный комплекс: храм в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник», две часовни (надкладезная и в честь иконы Феодоровской Божьей Матери), две купальни, колокольня, братский корпус, строится архиерейский дом.- Сколько стоит содержание Свято-Вознесенского монастыря?- Коммунальное бремя составляет примерно 100 тысяч в месяц. Если приплюсовать к тому фонд зарплаты (у нас работает 45 человек – бухгалтерия, церковный хор, швейный цех, водители) и налоги, общая сумма затрат составит не менее 300 тысяч.- На что же сегодня живет обитель?- Монастыри всегда жили на пожертвования доброхотов и на деньги, вырученные от собственного производства. Для второго нужны серьезные вложения, руки, площади, наконец. У нас же хозяйственная зона (каретный двор, склады, ледник, кухня, большой сад) утрачена. Иногородних паломников, и тех на ночь размещаем в храме, где стелем им матрасы!Пытаемся немного заниматься подсобным хозяйством: на подворье кроликов разводить, а на территории монастыря отгородили местечко для кур-несушек.Помогают прихожане. Горожане и жители Сызранского и Шигонского районов снабжают монастырь овощами, молочной продукцией.- Сколько человек объединяет братия Свято-Вознесенского монастыря?- Общее количество насельников обители невелико, как и в 19 столетии, – 25 человек. Это священнослужители, монахи, иноки (те, кто готовится к монашескому служению), послушники, трудники (люди, которые приходят в монастырь помочь ему в обычных хозяйственных делах безвозмездно, во славу Божью).- Каков распорядок дня монаха?- Мы постарались соотнести жизнь монастыря с нуждами города, чтобы помочь людям обрести Бога. Храм открыт для посещений с 7 до 19 часов. Служба идет ежедневно, утром и вечером.За основу взяли устав Троице-Сергиевой лавры и Свято-Данилова мужского монастыря г. Москва. В 6.30 - подъем, в 7 часов - братское правило, открывается храм. Из братии - кто задействован в службе, кто - готовит трапезу, убирает помещение, охраняет обитель, обслуживает подворье (моют, топят, заполняют купальни). В 23.30 – отбой, всем положено находиться в кельях.- Трапезничать принято вместе?- По церковному уставу трапеза – продолжение богослужения.


Во время еды соблюдается молчание, все внимают чтению. В обед это – жития святых сегодняшнего дня, в ужин, после вечернего богослужения, – духовные книги нравственного содержания. В кельях для подкрепления сил благословляем чай. Так заведено издревле: даже в Оптиной Пустыни при поступлении нового человека в монастырь ранее ему выдавался самовар.- Отец Марк, компьютер на рабочем столе монаха – норма или исключение?- Мы не игнорируем современные коммуникации – и как способ общения с духовенством, в том числе. Есть много православных сайтов, также и у Свято-Вознесенского монастыря (vozmon.ru). Но для выхода в Интернет, как и для просмотра фильмов духовного содержания (телевизор есть в монастырской библиотеке), надо обязательно получить благословение настоятеля.- Решение юноши покинуть мир может стать трагедией для семьи. Ведь на монахе порой прерывается род…- Когда человек приходит к нам и говорит: «Хочу быть монахом!» - это не значит, что его завтра-послезавтра постригут. В послушники принимаем не ранее, чем через полгода, и еще два-три года дается на искус, размышление.Конечно, родительское благословение много значит. Поэтому побуждаем человека объяснить родным свое решение, сохранить с ними добрые отношения.- Были случаи, когда принявшие обет покидали монастырь?- Были. В монастыре мы совершаем общую братскую молитву и за себя, и за весь мир. Враг же рода человеческого только и ищет возможность, чтобы удалить человека из обители. Монастырь – не тюрьма, и здесь никто не держит насильно. Человек добровольно принимает монашеский обет. Это подобно присяге. Только дают ее не государству, а Богу. Один раз и на всю жизнь. Нарушение обетов – тяжкий грех, который будет тяготеть над человеком. И, конечно, это всегда – трагедия личности и боль для братии.- Зачем современной Сызрани монастырь? Ведь мы же живем в светском государстве! В чем заключается участие обители в жизни города?- Жизнь часто проходит в неоправданной суете. Где найти глоток истины, твердые ориентиры, откуда черпать духовные силы? Монастырь и есть такой духовный родник. Любая обитель в населенном пункте – большое благо.Мы ведем социально-просветительскую работу. Братия преподает в школах №7 и «Кристалл», у нас подписано соглашение о сотрудничестве с механико-технологическим техникумом. Я являюсь членом попечительского совета детского дома на ул.Декабристов, руководителем детского епархиального образовательного центра в г.Сызрани. Мы стали одними из учредителей конкурса «Русь моя родная», цель которого - пробуждать в юных сердцах дух православия и любви к Родине. Обитель окормляет три больницы: ЦГБ, ГБ №2 и реабилитационный центр «Наркология». В публичную монастырскую библиотеку (там более четырех тысяч наименований книг) может прийти любой житель Сызрани, и, прежде всего, мы рады школьникам.Нам катастрофически не хватает площадей. Ведь нынешняя территория монастыря раза в четыре меньше той, что прежде занимала обитель. А мы готовы открыть церковно-исторический музей (Владыка Сергий дал на это благословение). В ризнице хранятся церковная утварь, книги 18-19 веков (их около 300), иконы, дореволюционное облачение. Мы могли бы представить широкой публике исторические карты обители, грамоты на владение монастырем, копии иных исторических документов. И поверьте: люди откроют новые страницы в истории Отечества, города, монастыря, полузабытые факты и имена.- Например?- Многие ли знают, что в теплое время года Феодоровская икона Божьей Матери практически не бывала в храме? С ней совершали крестные ходы по ближайшим селам и по домам горожан… Сегодня икону принимает купец такой-то, завтра – иной прихожанин…Или такой факт. В 1919 году на территории еще действующего монастыря (!) открыли… концлагерь. Для кулаков, зажиточных крестьян.А через пять лет Вознесенский собор приспособили под кинотеатр и клуб. Территорию передали плодово-ягодному заводу. Дольше всех продержался приходской Феодоровский храм, но в 1932 году и его превратили в водонапорную башню. Последнего наместника монастыря отца Александра после очередного ареста расстреляли в Куйбышеве в 1938 году. Ему было 76 лет…Монастырское кладбище, где покоились основатели обители, града Сызрани, именитые жители, закатали под асфальт. Под заводом и автомобильной дорогой лежат их кости. Лишь недавно с помощью настоятеля храма Всех Святых (г. Ульяновск) протоиерея Алексия Скалы мы обрели копии надписей с более чем 70 могильных камней с именами, датами жизни и смерти. И мы молимся за этих людей…Заметно, что мода на церковные обряды проходит. Все меньше у нас «захожан» и все больше прихожан. Чаще человек обращается в храм, когда ему плохо. Реже – в светлые минуты. Но явно: у народа есть потребность в Боге.

Статья на сайте Маленькая Сызрань
© 2005-2020
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007