27 Февраль 2011 19:58
Учитель, я не понял урока!

- Учитель, я не понял урока!Наверное, хоть раз, но каждый педагог слышал подобную фразу. Какова же реакция?- Ты знаешь, мне некогда. Сегодня совещание, а завтра я вношу оценки в электронный журнал. Попробуй дома разберись сам, - посоветует один учитель.А бывает и такой ответ:- Передай маме, мой час стоит 150 рублей.Казалось бы, ученик не усвоил материал, значит, учитель не смог донести новую тему, как надо? И, по логике, этот учитель и должен исправить свою же ошибку на индивидуальных занятиях, которые во времена советской школы были обычным явлением. На них устраняли пробелы в знаниях ученика. Но, по результатам расследования, сейчас индивидуальные занятия во многих школах просто отсутствуют.- У нас в лицее ИГЗ (индивидуальные групповые занятия) включены в учебный план с 1 по 11 классы, - рассказывает зам. директора лицея по научно-методической работе Наталья Лобачёва. - Каждый день, согласно расписанию, учителя проводят дополнительные занятия по различным предметам для тех учеников, кто не усвоил какую-либо тему или желает повысить свои знания.Есть ИГЗ и в школе N3. Причем добиться усвоения темы - политика всех педагогов этой школы. Поэтому раз в неделю ребятишки разбирают с учителем сложные задачки или осваивают английские слова.- В учебном плане прописано, какой педагог и в каком классе ведет ИГЗ. Бывает, что на занятия приходят 4 человека, а, например, перед контрольной - все 15. У нас такого не было, чтобы учитель отказал ребенку в дополнительных занятиях и уж тем более, чтобы брал за это плату, - утверждает директор школы Ольга Мартынова.- К сожалению, у нас нет столько часов для индивидуальных занятий, сколько в лицее, имеющем профильное обучение. Мы работаем в соответствии с примерным учебным планом, на основе которого составляем свой. И в этом плане на ИГЗ отведено ноль часов, поэтому они педагогу и не оплачиваются, - поясняет директор школы N10 Ирина Рущак. - Есть занятия для начальной школы, есть подготовка к сдаче ГИА и ЕГЭ у старшеклассников. То, что учителя во второй половине дня заняты подготовкой к урокам, проверкой тетрадей, участием в различных совещаниях, - это так.


Но ответственный педагог, переживающий за своих учеников, всегда найдет двадцать минут, чтобы объяснить тему!К сожалению, на практике не все учителя радеют за своих подопечных. Как же быть ученикам шестых, восьмых классов? Ребенок, который не понял темы, получил за это «2» на контрольной, так и пойдет дальше с «белым пятном». Недопонял здесь, не усвоил там... А потом родители вынуждены нанимать репетитора (не исключено, что это будет тот же самый педагог, который недодал знаний), чтобы чадо с горем пополам сдало экзамены. Получается, что родители платят за некачественное преподавание?- Если ребенок действительно хочет понять какую-то тему, думаю, педагог всегда пойдет ему навстречу, - утверждает зам. директора школы N4 Ирина Пигарь. - У нас и на каникулах приходят дети в класс и занимаются, если для них это действительно важно.Для сознательного ребенка важно. А как быть с середняком - «троечником»? Посудите сами: по итогам контрольной работы у класса в 25 человек - две пятерки, три четверки, пять двоек, а остальные - тройки. Для кого из педагогов важен такой результат? Конечные показатели преподавания учителя оцениваются по результатам ГИА и ЕГЭ. Очевидно, поэтому девяти- и одиннадцатиклассников прилично «натаскивают» на этот результат. А шестые и восьмые классы как бы вне времени. Поэтому можно не обращать внимания на качество учебы. Отчитал педагог свой час и ушел. А что усвоит ребенок — не его проблема.- Усвоение материала как сильными учениками, так и слабенькими, конечно же, зависит от таланта педагога. От его умения найти к каждому ребенку индивидуальный подход, - считает директор школы N10 Ирина Рущак. - Но и настрой ребенка на усвоение этого материала тоже со счетов нельзя сбрасывать!Желание ребенка и талант педагога - вот основные составляющие успешного обучения. К сожалению, они не всегда совпадают. А новые учебные планы не способствуют заинтересованности учителя бороться с пробелами в знаниях учеников. Выход один - или искать талантливых учителей, или настраивать ребенка «Не понял? Сиди и разбирайся сам! Не каждый учитель тебе поможет».

Статья на сайте Маленькая Сызрань
© 2005-2020
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007