27 Октябрь 2010 23:39
Чему учат в детском саду?

...В детском саду идет веселая игра. Одни малыши старательно складывают пирамидку, другие выполняют простенькие упражнения с мячиком. Возможно, стороннему наблюдателю может показаться, что воспитатель просто занимает ребячий досуг. Однако - нет. В этих играх детки не только познают мир, но и лечатся. А еще — учатся. Сегодня наш разговор пойдет об общеобразовательных программах, которые реализуются в детских садах как Сызрани, так и всего Правобережья. Интересный анализ содержания дошкольного образования провел Ресурсный центр Западного управления. Детсады Правобережья базируют процесс на комплексных программах. Таковые включают в себя все основные направления развития личности ребенка. Интересно, что практически все учреждения округа отдали предпочтение программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. Васильевой. «Отщепенцем» стало только октябрьское ДОУ № 5. Там реализуется программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений «Развитие» А.Вагнера, О.Дьяченко и др. Для того, чтобы педагогический процесс был цельным и завершенным, 93 процента ДОУ округа дополняют комплексную программу набором так называемых парциальных программ. То есть тех, которые охватывают одно или несколько направлений. В нашем округе используются 44 такие методические разработки. Лидирующие позиции по применению в практике занимают методические разработки по экологическому воспитанию. Ими охвачено более шести тысяч детей Правобережья. На втором месте по востребованности - программы эстетической направленности (более пяти тысяч), затем следует развитие речи, ознакомление с окружающей действительностью, укрепление здоровья, развитие математических навыков. Среди основных особое место занимают программы коррекционной направленности. В детских садах округа их применяется семь. Они охватывают 475 малышей и нацелены, как правило, на устранение проблем с речью ребенка. Коррекционные программы реализуются в семи сызранских детских садах, а также в дошкольных группах СОШ № 22. В ДОУ №64, например, работают по коррекционным программам Т.Филичевой, Г.Чиркиной, а также Н.Нищевой. Педагоги детского сада констатируют, что в последнее время очень многие малыши стали нуждаться в помощи логопеда. - В прошлом году диагноз «Общее недоразвитие речи» (ОНР) плюс дизартрия (расстройство членораздельной речи) обнаружился практически у всех детей, - отмечает учитель-логопед ДОУ №64 Елена Горжанoва. - 93 ребенка из 300, которые ходят в наш детский сад, имеют какие-либо речевые нарушения. Представляете, практически треть! Но, благодаря регулярным занятиям с логопедом, за последние три года пребывания в ДОУ у детей с ОНР восстанавливаются все речевые функции.


У ребят с задержкой психического развития также наблюдается положительная динамика. Занятия мы проводим в интересной, игровой форме. Здесь ребятишкам до того нравится, что, когда мне привели фотографироваться одного малыша, он первым делом спросил: - Вы зачем меня позвали? Сейчас учиться будем? - А ты любишь учиться? - Очень. В детском саду я больше всего учиться люблю! Однако развитие ребенка в детском саду не ограничивается освоением общеобразовательных программ. Практически в каждом ДОУ округа функционируют различного рода кружки по интересам. Наибольшее количество ребят - более двух тысяч - выбрали для себя эстетическое направление: рисуют, поют, танцуют, играют в театре. Еще почти тысяче мальчишек и девчонок пришлись по душе занятия спортом. Третье место делят секции познавательно-речевой (678 человек) и социально-педагогической, личностно-ориентированной (686 дошкольников) направленностей. Замыкают список интеллектуальные кружки (309 ребят). - В нашем детском саду работают три кружка, один из которых - театральный, - рассказывает заместитель заведующей по воспитательной и методической работе ДОУ №13 Лариса Жукова. - Всего кружковой деятельностью охвачено 73 ребенка из 140, но «Кошкин дом» для малышей интереснее всего. Мы привлекаем к театральной деятельности и родителей, которые не только шьют костюмы, но и тоже играют на сцене. Через участие в постановках дети раскрепощаются, учатся общаться, выражать свои эмоции. Кроме того, у нас есть малыши с нарушениями речи. Сцена очень благотворно влияет на их состояние. Они начинают говорить правильно, четко, грамотно. А вот как определяет основную миссию детского сада директор Ресурсного центра Людмила Эппле: - Задачей воспитания является не ускорение развития ребенка, не перевод его на «рельсы» школьного возраста, а создание условий для наиболее полного раскрытия и реализации неповторимого потенциала каждого малыша. Современный детский сад - это место, где ребенок получает возможность играть, развиваться, творить, познавать себя и окружающий мир. Словом, детский сад - отнюдь не «камера хранения» для малыша, где он находится, пока родители на работе. Благодаря пониманию этого факта, а также постоянному сотрудничеству с педагогами и собственными малышами, мамам и папам часто удается сделать, казалось бы, невозможное. Здоровье детей - в руках родителей и врачей. А остальное делают педагоги. Елена ОСИПОВА ВВ №79 26 октября 2010

Статья на сайте Маленькая Сызрань
© 2005-2020
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007