7 Февраль 2010 11:40
Школьному обучению не хватает наглядности

В сегодняшнем номере нашей газеты мы открываем новую рубрику «Год учителя». В ней преподаватели городских школ будут делиться своими взглядами на современные методы и тенденции в образовании, на участников педагогического процесса и проблемы отрасли. Первой посмотреть на сферу образования свежим взглядом мы попросили учителя начальных классов лицея Сызрани Наталью Еремееву. После окончания городского педучилища и Самарского Госуниверситета она восьмой год учит «буквы разные писать» и прочим азам школьной премудрости самых младших лицеистов. По мнению Натальи Валерьевны, несмотря на то, что в последние годы она и коллеги работают в условиях постоянного эксперимента, нынешняя реформа образования школьникам во благо. Она направлена не на унифицированные стандарты, а на развитие отдельной личности. Пусть даже личностям по семь-восемь лет. - Сегодня мы стараемся, чтобы каждый ученик нашел себя. Чтобы уже после окончания начальной школы имел представления о том, кем и каким он хочет стать. Нововведения призваны научить ребенка работать самостоятельно. В этом помогает и активно применяемая проектная деятельность. Она позволяет творчески мыслить и внести в общее дело взгляд каждого ребенка. Это правильный подход. Но, как часто случается, хорошая задумка, стройная теория много теряет, когда доходит до практики. Так, по словам Натальи Еремеевой, образовательные программы сейчас рассчитаны на активное использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Однако оснащенность оборудованием, позволяющим эти самые технологии применять, в школах, мягко говоря, хромает. - Сейчас программа подразумевает использование ИКТ на всех занятиях, - говорит Наталья Валерьевна. - Но даже в самой оснащенной школе города - лицее - младшеклассники могут пользоваться только одним компьютерным классом. А это не совсем удобно. И в итоге программа становится ущербной. Не хватает нам наглядности. Еще одна проблема постоянного эксперимента - в самой его сущности. У нас пытались внедрять и авторские образовательные программы, новые и старые. Что-то принимали, но большинство отбрасывали. И, в конце концов, многие учителя сегодня возвращаются к стандартной государственной программе «Школа России». Но, проработав несколько лет в одном ритме, тяжело перестроиться самому и перестроить учеников на новый старый лад.


За годы реализации авторской программы произошли изменения в стандартной. Их приходится наверстывать. Если говорить о конкретных примерах, то нынешняя реформа образования пытается раскрепостить школьника, - рассказывает педагог. - А российское общество к свободе пока не привыкло, его слишком долго держали в крепко зажатых тисках. Нам трудно настроиться на то, что ребенок во время урока может встать, пройтись. Привычнее по старинке: сели, молчим и слушаем. Дети, конечно, воспринимают нововведения очень легко, ведь в непосредственности, игре и заключается их детская сущность. Но учителям тяжело. Еще одна тенденция, отмеченная Натальей Еремеевой, касается участия родителей в обучении ребенка. По мнению преподавателя с каждым годом родитель молодеет. И первостепенной целью у многих становится решение финансовых проблем. На детей же больше внимания обращают более зрелые матери и отцы, у которых этот ребенок второй или третий. - Родителей приходится тормошить. Ведь бывают случаи, когда ребенок звонит мне, потому что ему непонятно задание, а дома с ним никто не занимается, - признается учитель начальных классов. - Я понимаю, что причина такого отношения не в бездушности пап и мам. Молодые семьи сейчас поставлены в такое положение, что им приходится выживать. И проблема эта лежит вне сферы образования. Однако и в существующей ситуации, думаю, можно найти компромисс между работой и собственным ребенком. Из проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому учителю, Наталья Валерьевна особо выделила загруженность «бумажной» работой: - Хотелось бы больше работать, а не заполнять бумаги. К финансовому вопросу я не имею претензий, тем более учителя стали получать больше. Но бюрократический момент порой угнетает. А так хочется приносить детям что-то новое, продумывать интересные формы ведения уроков! Кстати, Наталья Еремеева развенчала бытующий миф о неадекватном отношении опытных учителей к вновь пришедшим. Сейчас образовательный процесс в школе во многом требует креативного мышления, порой свежего взгляда. А новинку, искру вносит все-таки молодой специалист. И за молодежь держится весь преподавательский коллектив. Да и нынешняя политика образовательных учреждений направлена на самопрезентацию. Показывать себя с лучшей стороны. Михаил Котляр ВВС №6 6 февраля 2010

Статья на сайте Маленькая Сызрань
© 2005-2020
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007