Д.Овчинников: Школам задается курс на профильное обучение
Недавно состоялся рабочий визит в Сызрань министра образования и науки
Самарской области Д.Овчинникова. Дмитрий Евгеньевич провел совещание с
директорами школ и руководителями учреждений профессионального
образования, перед которыми он поставил задачи на этот учебный год. Нам
также удалось встретиться с «главным учителем губернии» и записать с
ним интервью, в котором он изложил, по сути, программу преобразований,
ожидающих отрасль в ближайшее время.
- Дмитрий Евгеньевич! Как Вы оцениваете старт учебного года?
- Первое сентября наступило. Все школы Западного образовательного
округа, в отличие от других территорий, детей приняли. Разумеется, были
некоторые проблемы, связанные с подготовкой к учебному году. Но общими
усилиями - и муниципалитетов, и правительства Самарской области - мы с
ними справились. На сегодняшний день есть полная уверенность, что такая
работа в будущем станет проводиться более организованно, более плановым
порядком. Я думаю, тогда и сложностей у нас значительно поубавится.
- Каких нововведений следует ожидать учителям, школьникам, их родителям?
- На последнем заседании правительства губернии было принято порядка 16
нормативных актов по обязательствам бюджета Самарской области по нашей
отрасли. Наконец-то мы начнем серьезно влиять на содержание
образования. Наша основная задача - это ученик с иным качеством знаний,
с другими возможностями. Мы уже давно говорим, что образование у нас
должно быть компетентностно-ориентированным.
Кроме этого, следует понимать и осознавать: когда человек оканчивает
школу, система образования должна четко определить его дальнейшее
развитие, его траекторию профессионального образования. Согласитесь,
если молодой человек только к третьему курсу института понимает, что он
попал не туда, то это - серьезная проблема и для вуза, и для студента,
и для его семьи. Ибо потом продолжить образование по другой
специальности, по другому направлению подготовки бывает уже чрезвычайно
тяжело.
- То есть речь идет о введении профильного обучения на старшей ступени школы?
- Да, на протяжении ряда лет говорим о необходимости индивидуализации и
профилизации образования. И все вопросы, связанные с реструктуризацией
сети учебных заведений, с подвозом детей в сельской местности в крупные
образовательные центры, с концентрированием старшеклассников в большем
количестве параллелей в школе - все делается именно для этого. И не
потому, что нам так хочется, просто по-другому результата достичь не
удастся.
Сегодня, кроме административных способов влияния на содержание
образования, у нас появился очень серьезный мотивационный стимул -
дополнительное финансирование тех школ, которые профильное обучение
станут претворять в жизнь. Уже есть ряд критериев, которые позволят
выбрать такие образовательные учреждения. А ряд нормативно-правовых
актов, принятых правительством области, позволит привлечь в образование
только в следующем году дополнительно 118 миллионов рублей. А это -
прямое влияние на увеличение заработной платы педагогов.
- А что следует ожидать, кроме профильного обучения?
- Есть много других идей, которые мы реализуем с этого учебного года.
Наверное, многие уже знают о том, что принят закон Самарской области о
компенсациях за горячее питание. Каждая семья, которая проживает за
чертой прожиточного минимума, будет получать от правительства области
деньги на школьные завтраки. Важно, что это влияет в том числе и на
здоровье подрастающего поколения.
Помимо этого, мы разработали и приняли программу развития сети нашего
дошкольного образования. И будем возвращать здания бывших детских садов
в отрасль, переводить всякого рода зимние сады, дополнительные
спортивные залы, методические кабинеты в ДОУ снова в групповые комнаты.
Это серьезная задача. И на эти цели губернатор в областном бюджете
следующего года заложил 250 млн. рублей.
- В этом году в Сызрани впервые за долгие годы были проведены капитальные ремонты зданий школ...
- Мы и дальше будем субсидировать муниципалитеты для капитального
ремонта образовательных учреждений. Потому что состояние зданий системы
образования оставляет желать лучшего. И совместными усилиями
муниципалитетов и правительства области мы эту проблему решим
кардинальным образом.
Разумеется, мы продолжим обеспечивать школы транспортными средствами, а
также финансировать программы комплексной и пожарной безопасности.
- Приближается День учителя. Порадуете педагогов известием о повышении зарплаты?
- Да. Уже принят нормативный акт об изменении отраслевой системы оплаты
труда. С первого сентября совершенно меняется структура заработной
платы учителей. На это выделены серьезные финансовые ресурсы.
Во-первых, это, на мой взгляд, должно заметно повысить качество
образования. Во-вторых, это накладывает на нас серьезные обязательства.
Если дополнительные вливания не дадут ощутимого прироста, тогда не
будет доверия к системе образования. Поэтому мы должны напрячься,
грамотно и эффективно использовать появившиеся возможности, чтобы
добиться хороших результатов.
- Интересно, а когда отраслевая оплата труда будет введена в профшколе?
- Либо с первого декабря, либо с нового года - сейчас это обсуждается.
«Отраслевка» будет введена в учреждениях профессионального, а также -
дополнительного, коррекционного, интернатного образования.
- Одна из существующих ныне проблем заключается в том, что работники пищеблоков выведены за штат образовательных учреждений...
- Это отдельная, очень важная тема. По закону «О местном
самоуправлении» работа школьных столовых находится в зоне
ответственности муниципалитетов. О компенсациях за горячее питание мы
уже сказали. А вот дальше мы будем смотреть, насколько органы местного
самоуправления готовы поучаствовать в программе организации горячего
питания в школах и ремонте пищеблоков. Многое, конечно, будет зависеть
от возможностей муниципалитетов и бюджетной обеспеченности территорий.
Могу сказать, что мы вышли на губернатора еще с одним документом. Мы
разработали девять критериев оценки деятельности глав муниципалитетов в
сфере образования. И теперь у главы города или района должна возникнуть
мысль: как надо формировать бюджет? По образованию - вот так. Если
этого не произойдет, то реакция губернатора будет соответствующей.
К сожалению, есть муниципалитеты, которые не в состоянии реализовывать
свои полномочия. Поэтому сегодня происходит некоторая «уравниловка»:
если выделяются субсидии на подготовку школ к учебному году, то - всем.
Потому что за последние 15 лет системе образования в плане капитальных
и текущих вложений столько недодали, что ни один муниципалитет, с каким
бы он ни был бюджетом, не вытянет эту ношу. Но вот такие локальные
проблемы, как содержание пищеблоков, наверное, некоторые территории
могут решить самостоятельно.
Беседовал Андрей ИЛЮШИН.
ВВС №38
20 сентября 2008
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.