Реклама
Главная
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
Непознанное
В регионе, в стране
Оперативная информация
Статьи
Каталог фирм
Яндекс.Погода


Жизнь города > Правопорядок

О досудебном урегулировании налоговых споров



Система налогообложения в РФ представляет собой четко отлаженный механизм, функционирование которого регулируется налоговым законодательством, значимая часть которого посвящена решению споров в налоговой сфере, периодически возникающих между налогоплательщиками и государством в лице налоговых органов.

Благодаря действию Федерального закона от 02.07.2013 г. №153-ФЗ, действует досудебный порядок обжалования для всей категории налоговых споров, который направлен на совершенствование установленного Налоговым кодексом порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Изменения, внесенные названным законом в ч. 1 НК РФ, устранили существовавшие ранее противоречия и пробелы в правовом регулировании претензионного (или досудебного) порядка разрешения налоговых споров. Нововведения предусматривают упрощение обжалования ненормативных актов налоговых органов, что позволит расширить возможности налогоплательщиков по реализации прав на защиту их интересов.

Целью досудебного урегулирования налоговых споров является создание для налогоплательщиков благоприятных условий для урегулирования споров без обращения в суд, а также снижение нагрузки на судебную систему, обеспечение последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налоговых споров, повышение качества работы налоговых органов.

Досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, а также ненормативных актов налоговых органов обязателен для налогоплательщиков. Его несоблюдение является основанием для оставления жалобы без рассмотрения в случае обращения  налогоплательщика в суд.

В пункте 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров для решений по камеральным и выездным налоговым проверкам, а также обязательный досудебный порядок урегулирования споров, связанных с обжалованием актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц.

Опираясь на законодательную базу, организация или предприниматель могут урегулировать налоговый спор в досудебном порядке. Это освободит их от налогового бремени и взыскания недоимки (пеней, штрафов) либо позволит получить возмещение налога из бюджета в более короткие сроки, а также значительно сэкономит время и бюджет, необходимые на участие в судебном разбирательстве.

Таким образом, механизм досудебного урегулирования налоговых споров, имеет ряд преимуществ:

Во-первых, претензионный порядок обжалования менее формализован, чем судопроизводство. Он более понятен, доступен и не требует от налогоплательщиков особых познаний в области юриспруденции.

Во-вторых, такой способ отстаивания прав и интересов для налогоплательщиков менее затратен, так как за рассмотрение иска в суде организация или физическое лицо должны уплатить госпошлину, а возможно, и оплатить услуги адвоката. Рассмотрение же спорной ситуации вышестоящим налоговым органом производится бесплатно.

В-третьих, на разрешение спора в административном порядке нужно значительно меньше времени. Как правило, судебный процесс затягивается на многие месяцы (а иногда и на годы). В свою очередь, максимальный срок рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом не превышает двух месяцев. Помимо этого, решение по жалобе имеет более короткий срок исполнения, чем процедура исполнения судебного акта.

Кроме того, применение механизма досудебного урегулирования налоговых споров благоприятно сказывается и на работе судебных органов. Сокращение исков налогоплательщиков свидетельствует о том, что вышестоящие налоговые органы реально исправляют очевидные ошибки нижестоящих инспекций. Это позволяет избежать поступления в суд заведомо бесперспективных дел. До судебного разбирательства должны доводиться два вида споров. Прежде всего это вопросы методологического плана, то есть неоднозначные и сложные вопросы применения налоговых норм. В данном случае только суд может принять решение, как правильно трактовать те или иные положения Налогового кодекса. А также до суда должны доходить дела недобросовестных налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов. При условии, что у инспекции присутствуют в наличии достаточные доказательства налоговых правонарушений.

Претензионный порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов ни в коем случае не является бесполезной тратой времени и оттягиванием реальной защиты нарушенных прав, как считают некоторые налогоплательщики.

Следует учитывать, что на время рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом решения инспекции не вступают в силу (решения по выездным и камеральным налоговым проверкам). Соответственно, не производится принудительное взыскание доначисленных сумм налогов, пени, штрафов.

В соответствии с п. 1 ст. 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган должна подаваться через ту инспекцию, ненормативные акты, действия (бездействие) которой обжалуются налогоплательщиком. Оформление жалобы осуществляется согласно требованиям п.п.1 - 5 ст. 139.2 НК РФ. Исходя из указанных норм права жалоба должна быть подписана либо налогоплательщиком, либо его представителем. Иначе вышестоящий налоговый орган вправе оставить ее без рассмотрения (Письмо Минфина России от 15.07.2019 N 03-02-08/52361).

Для удобства налогоплательщиков ФНС России создан специальный Интернет-сайт (www.nalog.ru), где в разделе "Досудебное урегулирование налоговых споров" функционируют интерактивные сервисы "Узнать о жалобе" и "Решение по жалобам". Сервис "Узнать о жалобе" предоставляет возможность организациям и физическим лицам получать информацию о ходе и результатах рассмотрения обращений (жалоб, заявлений, предложений).

Сервис "Решения по жалобам" предоставляет информацию о результатах рассмотрения вышестоящим налоговым органом налоговых споров, а также споров, связанных с вопросами государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с процедурой проверки соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения.

Благодаря вышеуказанному сайту налогоплательщики могут беспрепятственно направить жалобу или обращение в вышестоящий налоговый орган в электронном виде, что значительно экономит время на получение результата рассмотрения по спорной ситуации, а именно Решения вышестоящего налогового органа.

Также жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок представления жалобы в электронной форме утверждаются Минфином России  (п. 1 ст. 139.2 НК РФ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Востребованность электронных сервисов и личных кабинетов позволяет сделать вывод о том, что созданные сервисы позволяют упростить и ускорить взаимодействие налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов с налоговыми органами, а также снизить издержки подконтрольных субъектов.



17 Октябрь 2019 17:17 /
2484 /
/

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, блог в Яндекс.Дзен
Читайте наши новости в Яндекс.Новости и Google.Новости


Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.



БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон редакции 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика   


Генерация страницы: 0.013 с.
Всего 5 запросов к базе.


© 2005-2023
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения: