Не торопитесь собирать ранец шестилетке
Лето - весьма непростое время для тех пап и мам, чьим детям предстоит
идти на День знаний в первый класс. Дело не только в хлопотах по
комплектованию ранца, приобретению обувки и одежки. Какую школу
выбрать? Кто будет «второй мамой»? Как встретят чадо в «храме знаний»?
Поданным 3ападного управления образования, в прошлом году в школы
Правобережья пришло 2065 первоклассников. Из всего этого количества 10
процентов - шестилетки. Те самые, чьи родители решили, что их чадо -
умное, талантливое, уже умеет читать-считать-писать и, вообще, «делать
ему нечего в этом детском саду».
При этом родители как-то забывают, что дети шести и семи лет -
совершенно разные. Цифра «7» - не какая-то там магическая, она - научно
обоснованная! И неслучайно вот уже много десятков лет дети идут в
школу, достигнув такого возраста.
Если быть совсем точным, то по закону «Об образовании» ребенок имеет
право быть зачисленным в первый класс, начиная с возраста в 6,5 лет.
Можно и раньше, например, в шесть лет и два месяца. Или четыре. Но!
Тогда необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию
(ПМПК), действующую при Центре диагностики и консультирования (ул.
Гидротурбинная, 24-а), и получить согласие учредителей образовательного
заведения.
По словам директора Центра диагностики и консультирования Нины
Логачёвой, каждый год на ПМПК обследуется около 1800 детей, из них 10
процентов - шестилетки, чьи родители очень хотят, чтобы их сынок или
дочка стали учениками. При этом у 40 процентов первоклассников, не
достигших семилетнего «рубежа», к концу первого года обучения
наблюдаются проблемы. Какие же? Неуспеваемость, не усвоение материала,
тревожность, неврозы, различные психосоматические расстройства. Причем
- в два раза чаще, чем у их сверстников, которые еще ходят в детский
сад. Так что, выбирая школу и решая, в каком возрасте ребенку следует
начинать «путешествие по стране знаний», родители должны
ориентироваться не только на свои представления о престижности,
качестве образования и прочая, но и на объективные возможности ребенка.
И умения «по слогам читать слова» да «вычитать и умножать» (то, что
психологи называют интеллектуальной готовностью к учебе) - всего лишь
один из элементов общей «школьной готовности». А что же еще учитывают
специалисты и на что следует обратить внимание родителям?
Говорит психолог Центра диагностики и консультирования г. Сызрани Елена Мочалкина:
- Одна из самых важных - так называемая мотивационная готовность
ребенка сесть за парту и усваивать знания. Проще говоря, есть ли у
претендента на звание учащегося первого класса желание постигать науки
или нет, готов ли он выполнять новые правила поведения, осознает ли
свои права и обязанности?
Волевая готовность подразумевает под собой желание малыша не просто
слушать объяснения педагога, а еще и вникать в суть материала. Очень
важно, чтобы потенциальный ученик умел подчинять свои сиюминутные
непосредственные желания необходимости понимать материал и решать
задание.
Следует учитывать еще и двигательную активность. Если у ребенка плохо
развита мелкая моторика кистей, нет координации между движениями рук и
глаз, то на лад его дело с учением не пойдет. Да и просто он должен
быть физически готовым к совершенно иным, нежели в детском саду,
нагрузкам.
Как правило, к семи годам у всех детей уже формируются способности: они
могут подчинять свое поведение определенной цели, умеют действовать со
знаками и символами, видеть ту или иную ситуацию с разных сторон и т.
д. А что же шестилетки? У одних все вышеперечисленные признаки
готовности к школе есть, а вот у иных - увы. Ну не доросли они еще до
первого класса! Так, может быть, и следует дать им поиграть в детсаду
еще год? Кстати, по закону ребенок имеет право посещать ДОУ до восьми
лет.
Андрей Илюшин
ВВС №24
14 июня 2008
Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.