Реклама
Главная
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
Непознанное
В регионе, в стране
Оперативная информация
Статьи
Каталог фирм
Яндекс.Погода


Жизнь города > Образование

"Болонский процесс" дойдет и до Сызрани



Первого сентября следующего года в России начнет внедряться двухуровневая система высшего образования. Проще говоря, и в нашей стране будет действовать так называемый «Болонский процесс». Так что отечественные вузы в ближайшие два года ждут большие перемены. Что имеет немалое значение и для Сызрани, где действует несколько учреждений высшего профессионального образования.
Так зачем нам нужны все эти бакалавры и магистры? Чем они будут отличаться друг от друга, а также - от специалистов с обычным вузовским дипломом? Кого лучше принимать на ту или иную вакантную должность работодателю? И сколько лет стоит учиться юноше или девушке, чтобы выстроить свою карьеру?
Попробуем ответить на эти и другие вопросы.


Итак, в чем же суть грядущих изменений в высшей школе?

Первая ступень - бакалавриат. Здесь студенты станут грызть гранит науки четыре года. Основной упор будет делаться на общетеоретическую подготовку (то есть получение базовых профессиональных знаний). Из всех видов практик останется лишь преддипломная. Молодые люди с дипломом бакалавра смогут работать администраторами, менеджерами по продажам и прочая, в общем, на тех должностях, где не требуется глубоких специализированных знаний в той или иной отрасли.

Вторая ступень высшего образования - магистратура, где в течение двух лет (разумеется, после бакалавриата) станут готовить более узких специалистов. Тех, которые призваны решать на предприятиях более сложные профессиональные задачи, готовы к самостоятельной аналитической деятельности.

Однако в некоторых областях знаний (здравоохранение, сервис, информационная безопасность) сохранится так называемый специалитет - пятилетняя подготовка кадров. Причем дипломы специалистов приравняют к магистерской степени.

Перемены придут и в систему оценки обученности студентов. За каждый сданный модуль (ряд предметов, курс, выполненные контрольные, исследовательские работы) будут начислять ЗЕ - зачетные единицы. Их за год надо набрать не менее 60-ти. За 240 ЗЕ «студиозусу» присвоят квалификацию бакалавра, еще за 120 - магистра.
При этом у молодых людей появится право выбора - какие курсы, дисциплины изучать, в каком именно вузе и в какой стране (если, конечно, позволят финансовые возможности и знание языков). Главное – обязательно усвоить профильные дисциплины и набрать 60 ЗЕ в год.

Новая система качества обученности будущих бакалавров и магистров позволит не только составлять рейтинги студентов, но и покажет эффективность работы профессорско-преподавательского состава. Ученый-педагог с низкой квалификацией просто-напросто не наберет студентов на свой курс.

Так что же даст вхождение нашего высшего образования в «Болонский процесс»?

Молодые люди обретут «право на ошибку». Сейчас на студенческую скамью попадают, как правило, юноши и девушки, которым по 17-18 лет. И многие из них слабо себе представляют, чем они будут заниматься на работе после получения заветных корочек. В качестве иллюстрации приведем данные российского Минобра: 50 процентов выпускников отечественных вузов НЕ работают по специальности, по которой приобретали знания.

При двухуровневой же системе высшего образования свою карьеру можно скорректировать после получения степени бакалавра потрудился, увидел плюсы и минусы профессии - поступил в магистратуру или специалитет, дабы освоить какую-либо иную стезю.

В выигрыше окажутся и работодатели. Сегодня на предприятия зачастую приходят молодые специалисты, которых тут же надо отправлять на переподготовку. Что приводит к лишним тратам ресурсов - финансов, времени и т. д. Поэтому им проще заполучить бакалавра, чтобы уже на месте его «довести до ума».

К 2010 году, когда дипломы российских и европейских университетов будут уравнены в правах, наши бакалавры и магистры смогут попробовать устроиться на работу за рубежом.

Не исключен и обратный процесс, когда специалисты уже из Старого Света приедут трудиться в российских компаниях. Тем более, что нашим предприятиям часто бывают нужны кадры, обладающие несколько иными профессиональными компетенциями, нежели выпускники отечественных вузов.

Р.S. До окончательного вхождения нашей высшей школы в «Болонский процесс» осталось всего (или еще?) два года. Наверняка, есть и иные – альтернативные точки зрения на проблему реформирования высшей школы. Предлагаем высказаться на данную тему всем заинтересованным сторонам образовательного процесса.


Проректор по управлению Сызранским филиалом СамГТУ В. Сухинин:

- Мы внимательно анализируем информацию о вхождении России в «Болонский процесс». Считаю, что основная проблема на сегодняшний день заключается в отсутствии заказа на бакалавров - его нет ни со стороны государства, ни со стороны работодателей, ни со стороны простых граждан. Кстати, почти все российские вузы, в том числе и наш филиал, имеют лицензии на подготовку бакалавров.

С магистратурой ситуация сложнее. До сих пор является открытым вопрос о финансировании второй ступени высшего образования из бюджета. На сегодняшний день складывается следующая ситуация: для магистрантов не предусмотрено отдельных бюджетных мест. Последние идут в зачет тех мест, что выделяются для подготовки специалистов. Но, например, сейчас в филиале свободных бюджетных мест на дневном отделении нет. Получается, что мы не имеем права открыть бесплатную магистратуру. Теперь - о перспективах. На сегодня в Правительстве РФ существует проект перевода некоторых специальностей на бакалавриат. Из восьми специальностей, по которым мы готовим кадры, две точно остаются в формате специалитета. Это «Технология машиностроения» и «Автоматизация техпроцессов и производств». Что будет с остальными - пока не очень понятно.

Остается открытым вопрос со специальностью «Электроснабжение...». Очень сложно подготовить хорошего инженера-энергетика за четыре года. Ему нужна практика! А бакалавриат не предусматривает многих видов практик - только преддипломную. Вполне вероятно, что перейдем на четырехлетнее обучение экономистов.
Лично у меня есть некоторые сомнения по поводу того, что мы полностью, на сто процентов, перейдем на двухуровневую систему подготовки кадров. Да, в вузах усилятся те кафедры, где преподаются блоки базовых дисциплин. Потому как бакалавриат - это все-таки больше теоретическая подготовка. Но! Экономике, кроме всего прочего, нужны еще и специалисты, которых мы будем по-прежнему готовить.


Андрей Илюшин
ВВС №5
2 февраля 2008

2 Февраль 2008 14:08 /
4431 /
/

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, блог в Яндекс.Дзен
Читайте наши новости в Яндекс.Новости и Google.Новости


Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.



БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон редакции 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77-87116 от 22.04.2024
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика   


Генерация страницы: 0.012 с.
Всего 5 запросов к базе.


© 2005-2024
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения: