Реклама
Главная
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
Непознанное
В регионе, в стране
Оперативная информация
Статьи
Каталог фирм
Яндекс.Погода


Жизнь города > Образование

Работодатель ещё не понял, кто такой бакалавр



C 2009 года тихой поступью бакалавриат стал проникать в российские вузы. Одни, чуя неизбежность или из желания выделиться, поторопились ввести эту новую форму обучения. Другие до сих пор против нововведения «стоят насмерть». Кому нужен бакалавриат? Кто возьмет на работу бакалавра? И что вообще значит это чуждое для нашего уха слово?

- Обсуждать введение бакалавриата в высшей школе начали больше 10 лет назад, когда принимали Закон об образовании, - вспоминает проректор СФ СамГТУ Валентин Сухинин. - Многие не видели в этом ничего плохого, ведь где-то до 1984 года в таких институтах, как плановый или педагогический, обучали студентов по четыре года. И выпускали высококлассных специалистов. Совсем другое дело - технические вузы, институты силовых ведомств, медицинские. Я сам учился в аэрокосмическом пять с половиной лет. И это не только из-за военной кафедры. Для будущего инженера важна практика.

На пятом курсе, кроме дисциплин «специализации», есть дипломное проектирование. Студент проходит практику на заводе, знакомится с оборудованием, изучает производственный процесс, разрабатывает свою идею. И на основе этого пишет диплом.

У бакалавра практики значительно меньше. Те, кто желает углубить свои знания, заняться наукой, должны поступить в магистратуру, на которой бюджетных мест ожидается очень немного.

- С начала планировали, что к 2009-му все вузы введут у себя бакалавриат, но они оказались не готовы. Не был утвержден перечень специальностей, по которым остаются пятилетнее образование и учебный план, - объясняет Валентин Павлович. - Мы ввели бакалавриат на двух отделениях: машиностроения и энергетики. В 2010 году нам дали 10 бюджетных мест. Совсем недавно получили лицензию на введение бакалавриата на отделениях экономическом, менеджмента, электропривода и электроснабжения. Их планируем открыть со следующего года. Но студенты соглашаются платить за квалификацию «специалиста» и не желают идти на бакалавра даже на бюджет. Причина проста — заказ работодателя есть только на специалистов. Кто такой инженер технолог, понятно. А кто такой бакалавр-технолог?

Идет второй год обучения бакалавров. Пока все дисциплины, да и преподаватели, у этих студентов те же, что и у будущих специалистов. На следующий год учебный план для бакалавров будет изменен. Он должен быть построен на основе государственного образовательного стандарта.

Положительных моментов во введении бакалавриата руководитель технического вуза не видит:

- Если Министерство образования будет требовать, будем готовить бакалавров. Но заказа от работодателей мы не получаем. Если уж так важно введение нового двухуровневого высшего образования (бакалавр и магистр), то пусть бы всех выпускников гуманитарных вузов назвали бакалаврами и учили их четыре года. Можно ввести две параллели: специальность и бакалавриат. Чтобы работодатели привыкли к таким выпускникам. Возможно, и спрос со временем на них появится.

В Сызранском филиале Поволжского государственного университета сервиса в январе 2011 будет проведен дополнительный набор будущих бакалавров на направление «менеджмент» для желающих получить второе высшее образование и для выпускников средних специальных учебных заведений. Обучать будут на коммерческой основе и по сокращенной системе. Летом планируют перейти на подготовку бакалавров еще по двум направлениям - «сервис» и «туризм».

- Рассуждать о введении бакалавриата уже поздно, так как решение о переходе российской системы образования на двухуровневую уже принято. Говорить о том, нравится нам бакалавриат или нет, наверное, рано. Для этого нужно время, - считает директор филиала ПВГУС, кандидат педагогических наук Марина Кашина. - Та система, которая существовала, давала студентам обширные знания. Настолько, что некоторые, получив одну специальность, могли работать и по другой, смежной. Однако высшее образование получали лишь способные. Поэтому и трудоустроиться могли все, реализовать себя в соответствии с образованием, которое было показателем уровня развития и культуры человека. В настоящее время диплом вуза стал панацеей для получения работы, причем даже такой, которая не требует знаний объема высшей школы. Работодатель же ждет от специалиста с дипломом соответствующего уровня квалификации, но не всегда его получает. Поэтому только 15-20 процентов всех выпускников после окончания вуза работают по специальности. Остальные или разочаровались в профессии, или не смогли найти место приложения своих сил. Зачем 80 процентов студентов тратят свое время и деньги? Именно для них и удобен бакалавриат, который за четыре года дает возможность получить высшее образование, а в дальнейшем скорректировать свои планы: пойти работать или получить второе высшее по интересующей его специальности, но по сокращенной системе - за три года.

Бакалавриат удобен и для тех, кто не видит себя в роли руководителя (хороших исполнителей значительно больше) и не планирует заниматься наукой. Для таких выпускников высшее образование в форме бакалавриата вполне достаточно.

Они будут хорошими специалистами в своей области, возможно, руководителями низшего звена. А если жизнь потребует, окончат магистратуру, которая предполагает подготовку выпускника к выполнению управленческих, научно-исследовательских функций.

В последнем Марина Кашина видит и значительный минус новой системы. Сколько ожидается бюджетных мест в магистратуре? В состоянии ли будет бакалавр, проработавший 5-7 лет, уже имеющий семью, «потянуть» обучение на магистра? И основную проблему озвучивает такую же, как и Валентин Сухинин: отсутствие заказа от работодателей из-за недоверия к западной системе подготовки бакалавров.

- Высшее образование ругают за то, что оно не удовлетворяет запросы производства. Но связь с предприятиями нарушена, и пока ее не восстановят, выпускник не будет иметь практических навыков и не сможет сразу после студенческой скамьи управлять производственным процессом. Необходимо вернуть систему целевой подготовки специалистов.


Наталья Зотова
ВВС №48
4 декабря 2010
5 Декабрь 2010 17:14 /
5309 /
/

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, блог в Яндекс.Дзен
Читайте наши новости в Яндекс.Новости и Google.Новости


Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.



БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон редакции 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77-87116 от 22.04.2024
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика   


Генерация страницы: 0.055 с.
Всего 5 запросов к базе.


© 2005-2024
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения: