Реклама
Главная
Новости
Новости по-старому
Новости по категориям
Власть
Общество
Культура
Медицина
Образование
Спорт
Благоустройство
Коммунальная сфера
Экономика и бизнес
Правопорядок
Происшествия
Из жизни
Непознанное
В регионе, в стране
Оперативная информация
Статьи
Каталог фирм
Яндекс.Погода


Жареный бугор: у центра города своя окраина



Наверное, это самый противоречивый район Сызрани. Географически приближен к центру города, со всеми вытекающими выгодами, и одновременно тихий, словно на окраине, без надоедливого транспортного потока. Многоэтажки тут соседствуют с почти деревенскими халупами, которые вросли в землю. И живут здесь очень неровно: одни - будто в царских хоромах, другие все еще ходят по воду к колонке на конец улицы. Здесь история и современность слиты в единый поток: Пройдемся от речпорта до сызранских мельниц, спустимся от «полтиниика» (ныне КРЦ «Улица») до Волги. Посмотрим на Жареный бугор и его окрестности, которые прежде именовались Нахаловкой, свежим взглядом...

НАЗВАНИЕ РОДИЛОСЬ В ПОЖАРЕ?
Почему он зовется Жареным да еще бугром, если расположен в низине? С первым более или менее понятно. Хотя таких названий по России - пруд пруди (только в Самарской да Ульяновской губерниях Жареных бугров десятки!), но в нашем конкретном случае бытует версия, будто местечко получило такое название после трагического пожара 5 июля 1906 года.
Тогда огонь поглотил 126 городских кварталов, 3500 домов, шесть храмов, две паровые мукомольные мельницы, здания банка, тюрьмы, больницы, корпуса Сретенского женского монастыря. Уцелели всего 954 строения, и Сызрань (вот она, мечта архитектора!) представляла собой единую строительную площадку. Ну а бугор вроде бы прозывается таковым из-за дамбы, которая испокон веков защищала здесь дома от волжских разливов.

ЕСТЬ ГДЕ УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ, ОТДЫХАТЬ...
Действительно, чего только нет в этом районе (а мы мысленно «расширили» его границы до ул. К. Маркса, хотя многие старожилы называют Жареным бугром только те улочки, что раскинулись за линией железной дороги. В промышленной зоне с более чем столетней историей (от лесопилки царских времен до крупного предприятия сельскохозяйственного машиностроения с шестью тысячами рабочих мест) ныне располагаются САЗ, сельмаш и «Сызраньсельмаш».
Здесь действуют три медицинских учреждения: аптека с очень хорошей репутацией на ул. Верхне-Пионерская, наркологический диспансер на К.Маркса (с довольно спокойной публикой) и заводская поликлиника, которая наряду с работниками вышеназванных предприятий обслуживает еще и жителей прилегающей территории. Если последние высказывают таковое желание.
Магазинов здесь немерено: от уличных киосков и мелких лавочек при частных домах до вполне солидных и по площади, и по ассортименту, как торговый комплекс на ул. Карла Маркса.
Из образовательных учреждений присутствуют лицей N1, Технологический профиль губернского колледжа (ранее ГПТУ-41), политехнический техникум. Есть три общаги (две при учебных заведениях да еще одно бывшее рабочее, на Верхне-Пионерской), стадион «Торпедо» и некогда любимое место пикников - Лягушачий (в иные годы Пионерский) сад.
В этом же районе располагаются такие важные для всей Сызрани социальные структуры, как УСЗН. Управление Пенсионного фонда. А также объект стратегического значения - железнодорожные пути на южное направление и, соответственно, вокзал «Сызрань-город».
Увы, архитектурные памятники в районе уничтожают с завидной простотой, как и по всему городу: взяли, например, да и снесли первую в городе электростанцию...
И все же, казалось бы, вот он, случай поймать за хвост жар-птицу: поселиться на Жареном бугре, дабы сбылась мечта коренного сызранца. Это значит: иметь частный дом с наделом земли, где растить помидоры да капусту, обретая независимость от инфляции и работодателя, да при этом жить в исторической части города, когда рукой подать хоть до Волги, хоть до Сызранки, да еще пользоваться уже привычными благами цивилизации. Ан нет! Потому как микрорайон этот увяз в бородатых проблемах.

ПОСТОЙ, ПАРОВОЗ, НЕ СТУЧИТЕ, КОЛЕСА...
Когда-то Жареный бугор отделяли от Волги смешанный лес, что тянулся до Кашпира, да заливные луга. Теперь - железнодорожные пути. Как в принципе могло случиться, что целые улицы выросли вопреки всяким санитарным нормам в непосредственной близости с железной дорогой? Это тот случай, когда действительно виновата война.
В 1942 году с тыловых линий были срочно сняты и переброшены рельсы и другие детали пути для строительства железной дороги Сызрань-Сталинград. Она была построена в рекордные сроки, и уже в сорок втором по ней шли поезда с грузами для Сталинградского фронта. Но война закончилась, а люди до сих пор живут в печальном соседстве с РЖД, когда стекла и люстры дребезжат в домах с «завидным» постоянством.
На претензии сызранских страдальцев железнодорожники обещают, что «шумовое и вибрационное воздействие на прилегающую территорию значительно уменьшится вследствие укладки бесстыкового пути на вибропоглощающем основании по всему участку «Сызрань-Кашпир», а также в связи... с переходом с тепловозной на электровозную тягу...». Ну и опять-таки шумозащитные экраны дадут эффект. Однако последние не везде могут быть установлены, так как в полосе отвода располагаются подземные кабельные коммуникации и линии связи.
Ну и, главное, это не снимает проблемы в принципе. На мой взгляд, в истории со строительством участка «Сызрань-Сенная» город бездарно утратил возможность отселить проблемные улицы за счет РЖД! Сомневаюсь, что подобный шанс торговаться в интересах жителей данного района выпадет муниципалитету в ближайшие десять лет. Впрочем, буду счастлива ошибиться...
Нарисовалась и другая забота: жильцы с улиц Хлебная, Профсоюзная, Дамбовская, Луговая, Шеврохромовская, переулков Кожевенный и Воровского фактически оказались отрезанными от города. Два перехода через пути - в районе речпорта и вокзала - решительно не устраивают людей. Во-первых, они серьезно обеспокоены безопасностью своих школяров и себя самих. Во-вторых, угнетают огромные потери времени в ожидании «зеленой улицы» для пешеходов (а вскоре движение станет много интенсивнее).
Теперь живущие на этих улицах люди поняли, каково приходится тем, кто обитает в домах, зажатых между «Сельмашем» и дамбой. Когда-то им по пропускам разрешали проходить через заводские проходные, а теперь - только в обход, под мостами.

ВОЛГА - ПРЯМО ПОД НОГАМИ
Грандиозная проблема этого местечка, решить которую не под силу отдельно взятому депутату или всему депутатскому корпусу разом, и боюсь, даже отдельно взятой городской казне. Это - близость грунтовых вод.
Ирина - самый что ни на есть старожил на улице Сланцевая. Она встретила нас в родительском доме. В 1933-ем ее бабушка приехала в Сызрань из села Ключи Саратовской области, спасаясь от голода. Когда женился отец Ирины, родители отрезали ему землю от своего участка. Здесь родилась и росла наша собеседница:
- Дом построен в 1947 году. Посмотрите, как взбугрились полы! Ведь все потоки текут к нам. Муж вчера еле выехал на машине «в город». По весне в огородах вода стоит.
Моя мама, Мария Сергеевна, участница войны (три с половиной года – в зенитчицах) невесть сколько стояла в очереди на получение жилья, да так и вынесли ее в 2007-ом из этой развалюхи. Незадолго перед ее смертью приезжали к нам из горгаза, чтобы провести благо цивилизации в дом. Да посмотрели - и махнули рукой: какой газ, когда здесь находиться страшно! Таки прожила мама всю жизнь, обогревая дом дровами и таская воду из колонки...
Виталий с улицы Болотной ругается:
- Лили три дня дожди, так опять у нас без резиновых сапог не пройти! Мы сами завозили битый кирпич, засыпали было проблемные зоны уличной дороги. Так ее разбили КАМАЗами, когда строили фитнес-клуб на Нижне-Пионерской! Хотя бы щебня в качестве компенсации нам кинули! А еще вода у нас из колонки, словно как из болота!
Негодование местных жителей журналисты поняли, вдоволь поколесив по району на редакционной машине. Что говорить о передвижении по грунтовке, когда мы у лицея, на асфальте, и то едва «не захлебнулись»! Жители жаловались, что у них с завидной периодичностью заливает погреба. Хотя у кого-то проблема уже осталась в прошлом.
Валентина Михайловна Зимакова (живет близ Лягушачьего сада, на ул. Соловьева) помнит еще времена, когда вода подступала вплоть до калитки. Дети тогда на плотах катались в болотце напротив ее дома 1949 года постройки. Теперь другое дело:
- Слава Богу, - напротив нашей улицы насыпали дамбу, дороги защебенили. Теперь вот газ бы провести в дом, да я еще за воду не расплачусь - в сорок тысяч мне она встала по прошлому году...
Но ведь не каждую улицу можно защитить насыпной дамбой?

ЕСТЬ ЛИ РЕШЕНИЕ?
В 80-ые годы разрабатывался проект детальной планировки застройки центральной части города Сызрани. На месте проблемной зоны должен был вырасти микрорайон, который на бумагах получил название 1-а. Разрабатывали проект совместно с Самарой. Как предполагали решить проблему грунтовых вод?
Анвар Шафеев, директор проектной организации ООО «Ротонда», и его сотрудник Владимир Иевлев рассказывают:
- Проект предусматривал гидронамыв, то есть весь район хоте ли поднять на два метра. Всё частные дома шли по проекту под снос. Их должны были заменить многоэтажки.
Первым из крупных строительных объектов стало ГПТУ 41. Но уже в этом случае строители отступили от проекта и вместо двухметровой подсыпки «посадили» здание ниже. В результате здесь постоянно заливает подвальные технические помещения.
Но времена массового сноса и массовой же застройки, когда сызранские проектировщики ежегодно выдавали документацию на 55-75 тысяч квадратных метров жилья, в прошлом. Сейчас идет застройка точечная.
В более поздние годы выдвигали идею отдать Лягушачий сад под коттеджи, где особняки располагались бы на насыпных террасах. Но и эта идея осталась нереализованной.
Понятно, что проблему грунтовых вод не решить локально, в отдельно взятом доме, на отдельно взятой улице. В настоящее время сделана ставка на инженерную защиту (система шурфов, извлечение воды из гидроколодцев). В сочетании с мероприятиями по укреплению дамбы, что идут на федеральные деньги, есть надежда на положительный эффект. С другой стороны, это сопоставимо с ямочным ремонтом дорог, когда деньги вкладываются постоянно, а проблема остается.

ПРЕВРАТИТЬ В НЬЮ-ВАСЮКИ?
Помечтаем. Придет время, и, возможно, город вернется к прежней идее проектировщиков. Поскольку уже сегодня муниципалитет исчерпал свои территориальные возможности для строительства. Правда, боюсь, Жареный бугор будет последним в очереди, когда речь зайдет о строительной площадке. Ведь предстоят грандиозные затраты на инженерную подготовку, которые страшно удорожат стоимость квадратного метра жилья. Но, увы, городу придется осознать, что 6лагополучие этого района и развитие Сызрани связаны неразрывными нитями. Без одного - не бывать другому. Цена вопроса, разумеется, неподъемна высока. Это - полноценный речной порт и устойчивая паромная пассажирская переправа. Это - выход Сызрани к Волге, чему препятствует промышленная зона Жареного бугра. Это - набережная с пляжами. А пока... Пока мы имеем то, что имеем.

Ольга Чугай
ВВС №38
20 сентября 2008

20 Сентябрь 2008 14:08 /
16181 /
/

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, блог в Яндекс.Дзен
Читайте наши новости в Яндекс.Новости и Google.Новости


Если вы заметили опечатку, выделите часть текста с ней и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Пожалуйста, выделяйте фразу с опечаткой, а не только одно неверно написанное слово.



БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
маленькая Сызрань:


webmaster@syzran-small.ru
телефон редакции 8-903-303-17-02
условия размещения рекламы

Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ №ФС77-30887 от 28.12.2007
выходные данные СМИ
Условия использования материалов

СТАТИСТИКА:

Яндекс.Метрика   


Генерация страницы: 0.015 с.
Всего 5 запросов к базе.


© 2005-2023
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения: