маленькая Сызрань - о Сызрани

https://www.syzran-small.ru/pages-3690
Распечатать

О физическом наказании детей



В 1998 году Алиса Миллер – известный психотерапевт, ученый, автор книг о воспитании, написала манифест, призванный родителей и воспитателей задуматься о вреде физического наказания. Ниже приводятся выдержки из ее манифеста.

Размышления о порке

Почему порка, затрещины, даже такие на первый взгляд невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для всего общества?
1. Они преподают ребенку урок насилия.    
2. Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок — что он любим.
3. Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.
4. В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.    
5. Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется только много позже.    
6. Они научают ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.    
7. Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая таким образом способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок и с какими последствиями может вынести ребенок из порки и битья?

Ребенок узнает:    
1. Что ребенок не заслуживает уважения.    
2. Что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать, в свою очередь, других).
3. Что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (это опасно для иммунной системы).    
4. Что насилие — проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).    
5. Что отрицание чувств — нормальное здоровое явление (гораздо позже тело расплачивается за это ложное убеждение).    
6. Что от взрослых нет защиты.

Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого «воспитания».

Каким образом проявляется вытесненный гнев?

В детстве и подростковом возрасте:    
1. Насмешками над слабыми и беззащитными.    
2. Драками с одноклассниками.    
3. Всяческим унижением девочек, символизирующих мать.    
4. Плохим отношением к учителю.    
5. Выбором телевизионных передач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева, идентификацией с их героями. (Дети, которых растили в спокойной и любящей обстановке и никогда не били, меньше интересуются такими фильмами, а став взрослыми, не хотят снимать такие фильмы).

У взрослых:    
1. Выбором физических мер воздействия на ребенка как самого эффективного «воспитательного» приема. (Такой человек и другим от всей души дает совет поступать так же). На самом же деле собственное страдание вымещается на следующем поколении.
2. Отказом признать какую-либо связь между насилием, испытанным на себе в детстве, и насилием, проявляемым по отношению к собственным детям сегодня. Это способствует воспроизведению невежества в обществе.    
3. Выбором профессий, связанных с применением насилия.    
4. Восприимчивостью к политической демагогии, готовностью проявить насилие по отношению к найденным политиками «козлам отпущения» — представителям «нечистых» рас, социальным и религиозным меньшинствам; участием в этнических «чистках»… это позволяет излить наружу долго копившийся гнев, не испытывая при этом чувство вины.    
5. Вследствие привычного послушания перед лицом насилия, испытанного в детстве, — готовностью подчиниться любой власти, напоминающей власть родителей, — так немцы подчинялись Гитлеру, русские — Сталину, сербы — Милошевичу.

С другой стороны, некоторые взрослые отдают себе отчет в том, как вытесняется и повсеместно отрицается испытанная в детстве боль, понимают, каким образом насилие передается от родителей к детям, а вследствие этого перестают бить детей. К этому можно прийти, и многие уже пришли, как только поняли, что причина дурного обращения с детьми одна: вытесненная история родителей.


Елена Силачёва, социальный педагог Центра «Семья»

| 23.12.2016 12:12