Чему учат в детском саду?
...В детском саду идет веселая игра. Одни малыши старательно складывают
пирамидку, другие выполняют простенькие упражнения с мячиком. Возможно,
стороннему наблюдателю может показаться, что воспитатель просто
занимает ребячий досуг. Однако - нет. В этих играх детки не только
познают мир, но и лечатся. А еще — учатся. Сегодня наш разговор пойдет
об общеобразовательных программах, которые реализуются в детских садах
как Сызрани, так и всего Правобережья.
Интересный анализ содержания дошкольного образования провел Ресурсный
центр Западного управления. Детсады Правобережья базируют процесс на
комплексных программах. Таковые включают в себя все основные
направления развития личности ребенка. Интересно, что практически все
учреждения округа отдали предпочтение программе воспитания и обучения в
детском саду под редакцией М. Васильевой. «Отщепенцем» стало только
октябрьское ДОУ № 5. Там реализуется программа нового поколения для
дошкольных образовательных учреждений «Развитие» А.Вагнера, О.Дьяченко
и др.
Для того, чтобы педагогический процесс был цельным и завершенным, 93
процента ДОУ округа дополняют комплексную программу набором так
называемых парциальных программ. То есть тех, которые охватывают одно
или несколько направлений. В нашем округе используются 44 такие
методические разработки.
Лидирующие позиции по применению в практике занимают методические
разработки по экологическому воспитанию. Ими охвачено более шести тысяч
детей Правобережья. На втором месте по востребованности - программы
эстетической направленности (более пяти тысяч), затем следует развитие
речи, ознакомление с окружающей действительностью, укрепление здоровья,
развитие математических навыков.
Среди основных особое место занимают программы коррекционной
направленности. В детских садах округа их применяется семь. Они
охватывают 475 малышей и нацелены, как правило, на устранение проблем с
речью ребенка. Коррекционные программы реализуются в семи сызранских
детских садах, а также в дошкольных группах СОШ № 22.
В ДОУ №64, например, работают по коррекционным программам Т.Филичевой,
Г.Чиркиной, а также Н.Нищевой. Педагоги детского сада констатируют, что
в последнее время очень многие малыши стали нуждаться в помощи логопеда.
- В прошлом году диагноз «Общее недоразвитие речи» (ОНР) плюс дизартрия
(расстройство членораздельной речи) обнаружился практически у всех
детей, - отмечает учитель-логопед ДОУ №64 Елена Горжанoва. - 93 ребенка
из 300, которые ходят в наш детский сад, имеют какие-либо речевые
нарушения. Представляете, практически треть! Но, благодаря регулярным
занятиям с логопедом, за последние три года пребывания в ДОУ у детей с
ОНР восстанавливаются все речевые функции. У ребят с задержкой
психического развития также наблюдается положительная динамика. Занятия
мы проводим в интересной, игровой форме.
Здесь ребятишкам до того нравится, что, когда мне привели фотографироваться одного малыша, он первым делом спросил:
- Вы зачем меня позвали? Сейчас учиться будем?
- А ты любишь учиться?
- Очень. В детском саду я больше всего учиться люблю!
Однако развитие ребенка в детском саду не ограничивается освоением
общеобразовательных программ. Практически в каждом ДОУ округа
функционируют различного рода кружки по интересам. Наибольшее
количество ребят - более двух тысяч - выбрали для себя эстетическое
направление: рисуют, поют, танцуют, играют в театре. Еще почти тысяче
мальчишек и девчонок пришлись по душе занятия спортом. Третье место
делят секции познавательно-речевой (678 человек) и
социально-педагогической, личностно-ориентированной (686 дошкольников)
направленностей. Замыкают список интеллектуальные кружки (309 ребят).
- В нашем детском саду работают три кружка, один из которых -
театральный, - рассказывает заместитель заведующей по воспитательной и
методической работе ДОУ №13 Лариса Жукова. - Всего кружковой
деятельностью охвачено 73 ребенка из 140, но «Кошкин дом» для малышей
интереснее всего. Мы привлекаем к театральной деятельности и родителей,
которые не только шьют костюмы, но и тоже играют на сцене. Через
участие в постановках дети раскрепощаются, учатся общаться, выражать
свои эмоции. Кроме того, у нас есть малыши с нарушениями речи. Сцена
очень благотворно влияет на их состояние. Они начинают говорить
правильно, четко, грамотно.
А вот как определяет основную миссию детского сада директор Ресурсного центра Людмила Эппле:
- Задачей воспитания является не ускорение развития ребенка, не перевод
его на «рельсы» школьного возраста, а создание условий для наиболее
полного раскрытия и реализации неповторимого потенциала каждого малыша.
Современный детский сад - это место, где ребенок получает возможность
играть, развиваться, творить, познавать себя и окружающий мир.
Словом, детский сад - отнюдь не «камера хранения» для малыша, где он
находится, пока родители на работе. Благодаря пониманию этого факта, а
также постоянному сотрудничеству с педагогами и собственными малышами,
мамам и папам часто удается сделать, казалось бы, невозможное. Здоровье
детей - в руках родителей и врачей. А остальное делают педагоги.
Елена ОСИПОВА
ВВ №79
26 октября 2010
| 27.10.2010 23:39